Предыстория: почти два месяца в Томске стояли морозы ниже -25º, это предел температуры для наших полнодневных покатушек. Хотя попытки и были, но можно сказать – мы все просидели по домам 2 месяца. За это время башня потихоньку скатывалась от недостатка свежего теплого воздуха и однажды опухшим днем мозг Сани Одиванова (он же osss) родил идею: «А… может можно сделать покатушку комбинированной ? Типа, едешь на веле, потом идешь на лыжах ?»



Фото 1. Фотография перед отправлением
Следующей фазой были лабораторные испытания: у меня дома собирали-разбирали байки, привязывали их к рюкзакам, крепили лыжи на байки, на рюкзаки и творили прочие глупости… Рассматривался также вариант со снегоступами, но снегоступов ни у кого не оказалось.
Далее последовал промоушен идеи среди отмороженных байкеров-лыжников-туристов и за день до отправления у нас оказалось 4 боеспособных элемента…
История: и того собрались:
1) Саня Одиванов (osss) – мегачеловечище в томском мире велотуристов. Зверюга в седле, кролик на лыжах. (GT Avalanche 0.0 ’03 custom)
2) Макс Иванкин (Xenon) – т. е. я, Санчо Панца у родоначальника этой идеи. В общем тоже отъявленный турист и неплохой лыжник. (Norco Storm’ 06)
3) Яша Захаров (snusmumrik) – закаленный и отмороженный окрестными томскими лесами ориентировщик, лыжник и байкер. Вполне безумная личность, чтобы составить нам компанию

4) Галюня Ландль (Galina) – прошу аплодисменты – девушка купившая себе байк в январе и уже набравшая форму к марту. Туристский опыт (зимние альпсборы, горные походы и пр.) позволял ходить на лыжах и прийти к мысли, что «мальчики» задумали опять какую-то глупость… Но она все же к нам присоединилась

Маршрут выбрали классический для лета:
самолет – Богашево – Некрасово – Белоусово – Овражное – мехток – Ярское – Вершинино – Батурино – Коларово – самолет.
Но для зимы это означало немного другое:
88,6 км на байке
14 км на лыжах
2,5 км пешком

Фото 2. Галка и Яша давят педали...
День «Д», час «Ч» (11 марта 2006 г., 10:00 утра): Около моего дома собираются «странные» байкеры – к их велосипедам привязаны лесные лыжи, на спины надеты походные рюкзаки

Последние приготовления, слезы сопли, фотография на память (или на могилку




Фото 3. Дорога до Овражного. Женя и "рогатый" Саня
Дружными рядами вдоль обочины продвигаемся в сторону Богашево, по дороге удается «сворачивать головы» целым автобусным остановка, не говоря уже о водителях и одиночных пешеходах. Скорость крейсерская – 15-18 км/ч., вкатываемся типа. Останавливаемся отдохнуть в Предтеченске – тут появляется смутное чувство: кажется из-за рюкзака на спине в Овражном придется седло вытаскивать из задницы



В Богашево в магазине закупаем продукты на сегодняшний вечер и завтрашнее утро, кроме этого берем вино, фрукты и прочую чушь, дабы вечером сварить глинтвейн в честь такого события. Естественно, забыв купить печеньки к чаю… Сворачиваем с основной трассы в сторону Некрасово. Нас обгоняет какая-то навороченная «Тоёта» с двумя девками моего возраста в праздничном прикиде – головы, конечно же, отвернуты. В Некрасово мы вновь встречаем эту машину у ворот дома, где похоже идет праздник и девушка из окна чуть ли не плачущим тоном нам кричит: «Я тоже хочу с вами !» Неожиданный оборот



Фото 4. Галка поднялась из ямы, яму с крутым поворотом видно на заднем плане
Яша всю дорогу до Белоусово был приставлен к Галюне, дабы скрасить разговорами крутые подъемы на дороге, а мы с Саней и Женей оторвавшись немного от них обсуждали путь – Женя ехал по этой дороге впервые. Белоусово – очень длинная деревня, проехав большую ее часть сели прямо на дороге и стали пить чай, Саня сгонял до ларька и прикупил ирисок, которые пошли на «ура». Так и сидели на дороге, благо движение на дороге в сторону Овражного – 1 машина в час.

Фото 5. Могучий профиль osss'а

Асфальт кончился. До Овражного идет грунтовка летом хорошего качества, сейчас это была заледенелая широкая колея, по которой было здорово ехать. Хотя мне и Жене это не помешало по разу поскользнуться и грохнуться. Скорость немного упала – 13-16 км/ч, иногда на полях дул слабый ветер, преимущественно боковой. Но в общем, все это нисколько не портило радость от дороги, ее только подхлестнул классный скоростной спуск и «вылет» из него на горку.
Ну вот и конец нашего велопути на сегодня – на окраине деревни Овражное мы останавливаемся, снимаем рюкзаки, лыжи с байков, снимаем колеса… От Томска 38 км. Пока мы привязываем разобранные байки к рюкзакам и разбираем лыжи, Женя с фотоаппаратом бегает вокруг и пытается заснять всё


Первые шаги на лыжах с рюкзаком и байком для Сани оказались катастрофичны



Фото 6. Сборка лыж, разборка байков. Овражное.
Яшу, как самого матерого лыжника отправили тропить первым – дело было пока не сложным, на засыпанной дороге снег утаптывался не глубже 10 см. Но Яша всё же отметился падением в сугроб (на следующий день Галюня несколько раз отмечалась лежащей в снегу с велом, мне же так ни разу и не удалось, грациозно матерясь, рухнуть в снег). Обстановка стояла просто сказочная – хвойный лес, лиственные перелески, поля, белый снег, яркое солнце, тепло


Фото 7. Моя Норка, рюкзак и лыжи
Сане вначале было тяжело привыкнуть к лыжам – он молчал, Галке было тяжело привыкнуть к байку за спиной, а нам с Яшей было очень даже не плохо. Поэтому мы и тропили по очереди весь путь. К 16:30 добрались до спуска к реке Тугояковке, где дорога и кончилась. Сделав небольшую вылазку по колено влево и воспользовавшись GPS-навигатором, мы все же нашли нужный путь к переправе через реку – засыпанная буранка. По которой со свистом и спустились к реке за полчаса. По плану у переправы мы и должны были заночевать, так оно и случилось.

Фото 8. Одиванов осматривает своё будущее...
Развесив свои байки по деревьям (дабы не намокли в снегу), распаковали кули, развели огонь и поставили палатку. Пока готовился рис, умудрились попить чаю, после еды еще дважды попили чаю




Фото 9. Первая авария


Фото 10. Яша и Макс меряются лыжами
Потом улеглись в спальники и еще пару часов я разминал уши народу языком, правда до конца выдержала только Галка, Яша заснул почти сразу, а Саня засопел через час. В конце концов все заснули.
День следующий и последний (12 марта 2006 г., где-то между 7 и 9 утра): все как обычно, Саня проснулся первым, а я последним. Оказалось, что все кроме меня ночью не выспались хорошо и немного подмерзли. Я хоть и спал с краю палатки – отоспался за всех. Спальники сверху мокрые от испарений, а внутри сухие – так обычно бывает, когда зимой ночуешь в палатке без печки


Фото 11. Группа вело-лыжников. Вид спереди.

Фото 12. Группа вело-лыжников. Вид сзади.
Завтрак из макарон с тушенкой, опять кракаде… Дрова как и вчера вечером горят отвратительно – чувствуется болотная местность вдоль Тугояковки

Саня, идущий последним, вещает себе на шею сумку с камерой и периодически снимает, Галка отбирает у меня фотоаппарат и… тоже снимает. Нам с Яшей остается только самое неблагодарное занятие – тропить по полям. Погода солнечная, к 12 часам дня температура превышает отметку 0º С и становится жарковато


Фото 13. Дорога от Овражного и самый несчастный лыжник...
После очередного оврага на полях, буранка теряется и нам приходится выйти на дорогу, а снега там поболее. Периодически где-то слева в лесах далеко от нас слышатся ружейные выстрелы – у кого-то прет веселая охота



Фото 14. "ГлавТурист" на привале.

Фото 15. Яша, который не копает

Когда он подъезжает, оказывается, что это егеря с Ларинского заказника, вдоль границы которого мы шли (периодически встречаются у дороги щиты с уведомлением, что это именно она, граница, и есть). Похоже что живут они зашибись в своем заказника – крутой здоровый буржуйский снегоход, свежая зимняя камуфляжная форма, горнолыжные маски-очки, у водителя на шее висит снайперская винтовка СВД… На браконьеров мы нифига со своими велосипедами не похожи, да у мужиком и так глаза круглые от удивления:
- Э… Как вы тут на велосипедах-то поедете ?
- Да мы потом на них поедем – пока на лыжах…
- Среди вас женатые есть ?
- Ну есть, а что ?
- Это насколько же жены должны за…ать, чтобы сюда с великами забраться

Интересная сторона нашей проблемы – я в общем-то даже не подозревал зачем я тут, оказывается вот оно… А как же Галка




Фото 16. Я подгоняю крепление у лыж.
Егеря, еще немного попучив глазки и поохав, говорят, что нам тут еще 1,5 км по их следу, а там будет лесовозная дорога до мехтока. Благодарим мужиком за лыжню, они едут дальше, мы идем по свежей буранке. Тем временем солнце расходится не на шутку – на неутоптанной буранке лыжи начинают просто прилипать к снегу


Фото 17. Тропоукладчики.
К 14:00 выбираемся на дорогу, обедаем на ней чаем из термосов, паштетными бутербродами и яблоками, которые тоже измазаны паштетом. После обеда пытаемся идти по ней пешком, таща лыжи за собой, но как и всё хорошее, дорога кончается буквально через 100 метров у выхода из небольшой ложбины



Фото 18. Галюня и озимый цветок.
И тут слева от нас невдалеке проезжают сани с лошадью, погонщик скорее всего нас не видел, т.к. в тот момент когда мы вылезли из ложбины – он в нее почти заехал, но дальше нас на 200-250 м. Ноги в руки, точнее лыжи на ноги, и большими скачками несемся к дороге



Фото 19. Повар-костратор


Фото 20. Так, на деревьях, ночевали наши велы.
Протопав по дороге 2,5 км до сушилок, выходим на отлично очищенный зимник до Ярского. На глазах удивленных работяг с мехтока, собираем свои байки, укладываем лыжи и палки на них (ну кроме Сани) и 8 км преимущественно под горку летим в Ярское. Перед самым выездом на центральную улицу деревни, Галка чуть не давит собаку, которая на нее бросилась как это у них принято, а я местного бухлана… Но все обходится, все счастливы – только пьяный абориген нифига не понял, что это мимо него 4 раза пролетело…

Фото 21. Всевидящее око.
Далее осталось дело за малым – доехать до дома примерно 42 км. Ветер дует в спину, до самого Коларово (кроме небольшой горки перед Вершинино) дорога гладкая и до самого Томска – отличный «шрёдеровский» асфальт. Дав волю эмоциям, я вламываю от Ярского до Вершинино почти под 30-ник, потом отдыхаем, фотографируемся у дорожного знака «Мехток» и дальше едем в Батурино, в магазин жрать сникерсы. Солнце садится (уже почти 5 часов вечера) и становится немного холодно…
От Батурино до Аникинской ямы, за исключением подъема от Коларово, всю дорогу едем 22-27 км/ч – и ветер помогает, и желание добраться до ванной. Мы с Саней немного впереди, Галка с Яшкой – сзади. Начинает смеркаться, машин почти нет, на остановке в Коларово Галюня изъявляет страстное желание сходить в баню сегодня, но видать уже не судьба…

Фото 22. Святая святых - мужчины за обедом.
На скоростном спуске в Аникинскую яму, некоторые, кто давно не катался по этой трассе, обнаруживают неприятный сюрприз – в самом скоростном месте положили «шлангов» - «лежачих полицейских». Никто не залетает, я же ради интереса со страшным грохотом прохожу одного из них со скоростью 40 км/ч. Ощущение не из приятных, следующий уже проезжаю 12 км/ч


Фото 23. Конец пешей части похода - Яша и Саня подходят к мехтоку.
У мокрушинского переезда прощаемся с Галюней, с Саней и Яшкой я прощаюсь на Киевской и тихо - мирно доезжаю до дома. Когда перед подъездом снимаю свое бренное тело с седла, понимаю – болят плечи и задница, всё от рюкзака


Фото 24. Финал. Дорожный указатель "Мехток" в Вершинино.
«Итоги, выводы, рекомендации»… В принципе, очень оригинальный метод самоистизания, но для него необходимо иметь лесные лыжи, крепкую спину и нервы. А в остальном вполне забавное занятие

Самым прикольным оказалось наблюдать за реакцией людей, когда они видели "такое", самым сложным - одевать рюкзак с байком и его снимать, а самым интересным - егеря на снегоходе.
Спасибо Жене Перемитину (Geniya) за то, что нас проводил до Овражного, помог с упакойкой байков и пожелал нам удачи
