Выкладываю этот отчет (правда, еще не дописанный) в надежде, что кому-то он будет интересен или полезен, а кого-то, может быть, даже вдохновит совершить поездку в Крым, который определенно стоит того, чтобы побывать в нем с велосипедом.
А еще я очень медленно пишу, поэтому неизвестно, когда допишу вторую часть отчета.
Финансовые затраты на проживание в турбазах и прочее напишу потом отдельно (в среднем, 300-500 руб/сутки).
Идея устроить велопоход по Крыму засела у меня в голове еще перед летом прошлого года, но тогда не хватило воли и усердия воплотить все это в жизнь, а потому я решил перенести это мероприятие на следующий год.
В этом году я уже несколько серьезнее подошел к делу: начал докупать экипировку для велопохода, включая такие необходимые вещи, как палатка, велочехол и рюкзак-велоштаны, решив, что даже если с Крымом ничего не получится, то все это понадобится мне в любом случае рано или поздно. Заодно стал отслеживать через мобильное приложение цены на авиабилеты из Новосибирска до Симферополя. Недорогие билеты (~12 тыс. туда-обратно) на лето появились где-то в феврале, но пока я чесал затылок, их разобрали (а разбирают их очень быстро). С тех пор цена только росла, доходила уже до 30 тыс. и я уже почти смирился, что и в этом году ничего не получится. Но вдруг в один прекрасный майский день на телефон пришло уведомление, что цена вновь упала до 12 тысяч. В этот раз я уже клювом не щелкал и прямо в тот же день купил билеты из Новосибирска до Симферополя и обратно (туда – 12 июля, обратно – 1 августа).
Билеты куплены – надо ехать! Сомневаться («а вдруг не получится?») стало поздно. Многие вещи пришлось срочно решать. Например, стало понятно, что купленный мною по глупости и неопытности багажник, крепящийся только за подседельник, ни на что не годен (показала поездка на Кирек). С багажником мне помог Андрей Kern с форума, сделал отличный багажник, который ни разу не подвел (за что ему огромное спасибо). Также отдельная и огромная благодарность дяде Вове [ARC] за любезно предоставленную на время поездки палатку, которая оказалась легче моей почти на килограмм.
Худо-бедно вопросы с экипировкой решились, но сомнения не отпускали до самой поездки.
Теперь по поводу маршрута: маршрут прорисовывал долго, изучая форумы, отчеты и т.д. Где-то рисовал сам, полагаюсь на достоверность карты OSM. В итоге предполагаемый маршрут получился таким: Симферополь – Бахчисарай – Ай-Петри – Алушта (с. Лучистое) – с. Красноселовка – Судак – Алушта - Ялта – Севастополь – Евпатория – Симферополь.
Детально можно посмотреть здесь: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=gfyjjztsbczfiouk
Сразу скажу, что весь маршрут не проехал. После села Лучистого, что недалеко от Алушты, решил не ехать дальше в сторону Судака, а поехал дальше по южному побережью в сторону Ялты.
День 1. Симферопольский аэропорт – Симферополь – село Трудолюбовка
Прилетел я в Симферополь утром. Получив свой неудобный и тяжелый багаж, решил далеко не ходить. Через дорогу, метрах в двадцати от входа в аэропорт, увидел отличную лужайку. Прямо там сбросил все свои вещи и приступил к сборке велосипеда. Ко мне тут же подошел местный водитель, начал расспрашивать, куда направляюсь и т.д. Разговорились с ним и он даже помог мне собрать велик.
Не успел я отъехать, как познакомился с другим местным жителем из Симферополя. Парень примерно моего возраста, сказал, что «тоже велосипедист», расспросил о маршруте и оставил свой телефон на случай, «если что-то понадобится».
Такого дружелюбия со стороны местных жителей я и не ждал.
Наконец выехал. Поначалу никак не приходило осознание, что я в Крыму. От аэропорта до города ехать примерно километров десять.
Въехал в Симферополь. Большой, шумный город.
Нашел я ее не сразу, пришлось прибегать к помощи местных жителей, которые мне быстро указали, куда ехать. «Турбаза» представляла собой небольшой дворик с домом на краю деревни. Сначала меня смутил небольшой хаос и беспорядок в окружающей обстановке (во дворе повсюду вещи были раскиданы и т.д.), да и хозяин, которого звали Костя, тоже находился в каком-то хаотичном состоянии: после моего прихода забегал, засуетился, пытаясь хотя бы немного привести все в порядок.
Поначалу я даже захотел уехать и думал, как бы это сделать потактичнее. Но в итоге остался и нисколько не пожалел.
Оказалось, что к Косте аж с майских праздников никто не заезжал и поэтому гостей он никак не ждал. И вообще, с тех пор как Крым стал российским, народ к нему почти перестал заезжать, потому что велосипедисты все ездили в основном с Украины.
Постепенно все мои начальные сомнения развеялись: Костя оказался человеком добродушным, искренним и очень интересным. В итоге я проговорил с ним весь оставшийся вечер, пока не стемнело. До этого он работал на телевидении, много чего знает, и его было очень интересно слушать (даже наш томский Хобби-центр знает откуда-то). А еще накормил ужином и напоил вкусным травяным чаем из крымских трав (не знаю, почему, но чай из трав в Крыму прямо очень вкусный).
Потом была первая ночевка в Крыму. Уснул я моментально: сказывалась и усталость, и бессонная ночь в аэропорту.
День 2. Трудолюбовка – пещерный город Чуфут-Кале – Баштановка
Утром попрощался с Костей и поехал дальше по маршруту. В планах моих было посетить древний пещерный город Чуфут-Кале, что возле Бахчисарая. Из Трудолюбовки ехать туда полевыми дорогами совсем немного – не больше десяти километров. Но как же там красиво!
Сам пещерный город находится на вершине горы, по которой предстояло еще довольно долго подыматься. Я договорился с женщиной, продававшей сувениры, оставить велосипед возле ее палатки и пошел уже налегке.
Вход платный (рублей 100-150, точно не помню), но зато можно послушать интересную экскурсию вместе с группой. Ну и потрясающие виды, конечно!
Когда же я туда приехал, все сомнения отпали на месте. Чудесное, по-домашнему уютное местечко (к слову, и ориентировано на велосипедистов) и просто замечательнейшие люди. Отдельно стоит отметить, что здесь очень вкусно готовят.
К тому же сама турбаза находится в очень живописном месте, Качи-Кальон.
Так мне там понравилось, что вместо одной ночевки я провел целых три, а днем катал радиалки налегке километров по 50-60. За эти три дня успел подружиться как и с хозяевами, так и с обитателями. Отдыхали в «Колесе» интересные ребята, которые прыгали с парашютами вниз с отвесной скалы Качинского каньона.
Пара фото с радиалок:
День 5. Баштановка – Соколиное
Дальнейший мой маршрут шел сначала по суровому подъему в горах, затем длинным и захватывающим спуском к селу Куйбышево по асфальту, ну а далее по Бахчисарайскому шоссе до села Соколиное. Ехать там было немного, порядка 25 км, и к обеду я уже был на месте. Если до Соколиного подъем практически не ощущается, то от Соколиного дорога начинает резко уходить вверх и набирать высоту на протяжении 20-25 км. Дальше я не поехал и остановился на заранее намеченной турбазе «У горной речки».
Турбаза же была «так себе», той атмосферы домашнего уюта и дружелюбия, как в «Колесе» здесь не было и в помине. Много людей, но только не туристов, а обычных отдыхающих. Исключением стала семья из Московской области, которые с двумя маленькими девочками прошагали с рюкзаками 100 км. С ними довелось немного пообщаться.
Немного фотографий Соколиного:
День 6. Соколиное – Охотничье
Задерживаться я не стал и на следующее утро уехал. Ехать мне предстояло, как я уже упоминал, все время вверх на протяжении 20-25 км. Дорога от Соколиного практически сразу начинает вилять по сторонам, активно набирая высоту. Подъем заканчивается уже на высоте ~ 1100 м, там, где располагается самое высокое поселение в Крыму – село Охотничье. Там же рядом находится знаменитая гора Ай-Петри, куда летом туристы съезжаются толпами, чтобы походить по канатной дороге и полюбоваться шикарным видом с вершины на Ялту.
Но до этого всего еще предстояло доехать. Несмотря на, казалось бы, смешное расстояние, потеть приходилось очень сильно. Непривычно после Сибирской равнины ездить в подъемы по двадцать километров.
Всего в километрах пяти после Соколиного по пути я доехал до Большого Каньона, очень популярного у туристов места. Изначально я боялся проехать мимо, не заметив его, но это было невозможно, так как повсюду стояли торговые палатки, кафе и другие заведения. В Крыму так везде – если какое-то место пользуется популярностью, то вокруг будет огромное количество торговцев сувенирами, кафе-забегаловок и т.д.
По совету местных оставил у одной из палаток велосипед за 50 рублей и пошел с рюкзаком по Большому Каньону. Для туристов-чайников сделана хорошая тропа с указателями, навигатором даже не пришлось пользоваться. Кстати, на входе с меня содрали еще рублей сто (видимо, «на ремонт Провала»). Зато увидел известные достопримечательности – Голубое озеро и Ванну Молодости.
Продолжил я свой нелегкий путь уже после обеда. Ехать приходилось на самых низких передачах, и ехал я не больше 7-8 км/ч. И то каждый километр приходилось спешиваться, потому что ноги мгновенно забивались. От жары сильно спасали тени деревьев, без них было бы совсем плохо.
Так и оказалось: еще километра два по ровной асфальтовой дороге, и вот я уже в Охотничьем. Здесь шагу ступить некуда, везде тебя куда-то зовут, предлагают зайти поесть, что-нибудь купить и т.д. Цены здесь огромные, поэтому я никуда не заходил. Проехал чуть дальше, и вот передо мной первый раз открылось море. Я даже застыл на время. Красота невероятная!
Вся территория Охотничьего и окрестностей находится в Ялтинском горно-лесном заповеднике, поэтому на всех съездах с основной асфальтовой дороги стоят таблички, угрожающие водителям проколом колес. Если посмотреть на карту OSM, то на одном из таких съездов, метрах в двухстах от асфальтовой дороги, отмечена турбаза «Кичкине», которая на самом деле уже много лет не работает, а недалеко от нее отмечен родник. Туда я и двинулся. На бывшей турбазе сейчас живет только одинокая старушка, которая мне сама и посоветовала остановиться возле родника, добавив, что рядом есть и кострище. Долго искать не пришлось. Сначала нашел колодец с водой, а там же, чуть дальше, место для бивака, скрытое в небольшом леске ветками крымских сосен. Рядом с кострищем уже были и дрова (спасибо добрым людям).
Таким вот образом, на шестой день поездки, я первый раз поставил палатку. Набрал воды в колодце, разжег костер и занялся приготовлением ужина. На ужин была гречка, огурцы с помидорами, финики, изюм и чай. После ужина, как это обычно бывает, настроение значительно улучшилось, появилось какое-то чувство радости от поездки.
Не успел я как следует насладиться этим чувством, как начало темнеть. Темнеет в Крыму невероятно быстро! Но зато какое там звездное небо! Я опять застыл на некоторое время. Посидел немного возле костра и пошел укладываться спать.
Через некоторое время я на собственной шкуре начал ощущать пробелы в подготовке к велопоходу. Становилось холодно. А спальник-то я не взял! Подумал: «Это же Крым, там тепло, спальник и не нужен будет, чего зря возить. А на крайний случай одену все самое теплое и залезу в чехол от велика». Еще никогда я так не ошибался.
Нет, на побережье-то может и ночью тепло, а на высоте 1200 м температура падает, причем ощутимо. Надев на себя все, что можно, завернувшись в велочехол, я стучал зубами от холода. Уснуть мне удалось только часа через два-три. Толком в итоге так и не выспался.
День 7. Охотничье – Ай-Петринская яйла – Ялтинская яйла – Бабуган-Яйла – г. Алушта – село Лучистое
Предстоял самый сложный день моего велопутешествия. Встал я в пять часов утра, чтобы все успеть и к семи часам выехать.
На завтрак опять сварил гречку, половину котелка оставил на обед, так как ехать предстояло долго и останавливаться на обед не хотелось.
Дальнейший мой маршрут пролегал через главную гряду Крымских гор (по плоскогорью или т.н. «яйлам»). Они находятся на территории Ялтинского и Большого Крымского заповедников, куда заезжать без разрешения строго запрещается.
Маршрут этого дня был самый сложный по нескольким причинам: во-первых, он был самый большой по расстоянию (65 км по плоскогорью); во-вторых, постоянный перепад высот и не самая приятная дорога из крупного щебня; в-третьих, постоянно присутствовала угроза встречи с лесниками, не предвещавшая ничего хорошего. Но я знал, что все это компенсируется невероятной красотой природы Крымских гор. Очень уж хотелось их увидеть во всем величии, ради этого я и ехал, в конце концов. Нельзя было так просто «сдаваться без боя». И потому решено было ехать.
Конечно, можно было бы разбить этот участок и на два дня, но это было нежелательно: разбивать лагерь в заповеднике было тем более рискованно. Но на всякий случай я и этот вариант держал в голове, мало ли что.
Наконец выехал. Чарующие пейзажи начались чуть ли не сразу. А вокруг ни души!
Очень запомнился один момент, когда я залез отдохнуть на огромный камешек да пожевать фиников, и вдруг откуда-то из-за сосенок выбежали олениха с маленьким олененком и так же мгновенно скрылись. Я даже фотоаппарат достать не успел! Все время эта невероятная и удивительная красота природы вкупе с полным отсутствием людей вокруг придавали ощущение пребывания в каком-то фантастическом сне.
Так постепенно, периодически переходя на шаг, преодолел я сначала часть Ай-Петринской Яйлы и затем всю Ялтинскую и Гурзуфскую яйлы. Там, где Гурзуфская яйла заканчивается, пересекает ее знаменитое Романовское шоссе, проложенное еще в начале ХХ века. Как бы ни хотелось, а ездить по нему туристам запрещено. А еще очень любят это шоссе местные егеря и часто останавливаются в известной Беседке ветров, что там недалеко, и уж оттуда оглядывают все эти просторы необъятные. Да так, что и не скрыться от глаз их никому, уж больно место там для обзора удачное.
Дорога моя грунтовая в это время закончилась и пришлось мне по этому самому Романовскому шоссе все же километра полтора, практически мимо Беседки ветров, проехать до нужного мне съезда. Уж не знаю, повезло ли просто мне, но и тут никого я не встретил. Страшно торопился я проехать быстрее этот участок и попасть на Бабуган-Яйлу, которая, как известно, самая высокая в Крыму. Даже и фотоаппарат не доставал. Уже отъехав, заметил, что люди там, в беседке, были, но преследовать меня все же никто не стал.
А меня на пути теперь ждало Гурзуфское Седло. Это перевал между Гурзуфской яйлой и Бабуган-яйлой, на которую мне и нужно было. Сначала крутой спуск, а затем еще более крутой подъем. Какой же это был подъем! Все время мой двухколесный стремился уехать вниз из-за рюкзака и я даже решил тащить их на верх раздельно.
Тут-то я опять повстречал людей. Спускались они вдвоем мне навстречу. «Егеря», – мелькнуло сразу в голове. Душа сразу ушла в пятки и я уже готовился включать дурака, мол, заблудился и сюда попал случайно.
Подошли они, удивились.
«Ты откуда едешь?» – спрашивают. «Да вон оттуда вот», - говорю им и неопределенно махнул рукой назад. Они еще сильнее удивились.
«И лесники даже не поймали тебя ни разу?» - спрашивают опять. Тут у меня отлегло от сердца. Понял, что это просто местные мужики прогуливаются.
«Да не встречал никого», – отвечаю им. Поговорил с ними, они спросили меня о маршруте. Сказал им, что направляюсь в Алушту, а сейчас хочу забраться на Роман-Кош.
«Ну, тут тебе немного осталось. Сейчас поднимешься, а там уж рядом совсем и Роман-Кош», – говорят. Распрощался я с ними и полез в гору.
Каких-нибудь минут двадцать – и вот он, Роман-Кош! Самая высокая точка Крыма! 1545 метров. Ветер тут разыгрался не на шутку, но я все равно в полнейшем восторге. Преодолел! Даже гордость небольшая взяла меня. И правда – многие люди десятки лет ездят в Крым отдыхать, а многие ли из них здесь были?
Одна мысль меня приободряла: раз я еду с самой высокой точки, то ехать теперь остается только вниз. Но качество дороги и разбушевавшийся ветер сводили все на нет и не давали как следует разогнаться. Так вот я проехал через добрую часть Бабуганской яйлы и съехал с нее по дороге, ведущей в д. Виноградное. Здесь я очутился в густом буковом лесу, а дорога, извиваясь серпантином, начала сильно терять высоту.
Тут меня опять захватил оптимизм: подумал, что раз я до Алушты так быстро домчался, то и до Лучистого недолго ехать придется. Не учел и не посмотрел я, что Лучистое находится на высоте около 500 м, а дорога до него из Алушты практически все время идет вверх. Сил уже оставалось совсем мало.
В общем, ехал я (а скорее шел) эти несчастные двенадцать километров еще часа два. Уже давно стемнело. Начал я осознавать, что заселяться на какой-нибудь турбазе я уже не успеваю и надо думать, где бы встать с палаткой.
В Лучистом я был уже около одиннадцати вечера. Сил уже не было ехать даже по ровной дороге, запасы воды закончились, и смертельно хотелось упасть где-нибудь и тут же заснуть. Запасы воды мне удалось восполнить (набрал по просьбе парень в первом же попавшемся доме), а вот с ночевкой было сложнее.
Можно сказать, что лес в той местности практически отсутствует, одни поля да кустарники. Надежды на нормальный ужин на костре рухнули. А еще этот постоянный набор высоты! Даже в деревне ровного места не найдешь, одна улица может быть выше соседней метров на двадцать.
Отошел я от деревни в ближайшее полем рядом с родником Эки-Терек-Чешме и озерцом. Озерцо оказалось чахлым и вонючим болотцем, а родник я в темноте даже искать не стал. Постелил коврик, достал из рюкзака упаковку «вермiшели зи смаком курки» (вроде нашего Роллтона), съел ее сухой и запил это дело водой. Палатку в темноте я даже не стал пытаться ставить. Надел на себя, все что было потеплее, достал велочехол, залез в него сам с головой и решил, что «утро вечера мудренее». Так и уснул.
Дни 8-10. Лучистое
Надо сказать, перед остановкой не обратил я внимание на странные звуки из темноты. Будто колокольчики звенели где-то вдалеке. Утром я проснулся оттого, что эти звуки раздавались совсем близко, чуть ли не над ухом. Вытащил я голову, а это, оказывается, кони метрах в десяти от меня собрались полукругом и рассматривают удивленно, что это там лежит такое! Как выяснилось, спал я у них на пастбище. А как я голову из чехла высунул – тут же разбежались!
А еще оказалось, что спал я практически у подножия Южной Демерджи, на склонах которой расположилась известная крымская достопримечательность – Долина привидений. В темноте-то я ее и не увидел даже! Да и утомлен был настолько, что забыл совсем про все предстоящие достопримечательности.
Утром турбаза нашлась быстро. Называлась она так же, как и главная достопримечательность – «Долина привидений». Надо сказать, очень уютное и приятное место!
Остановиться можно либо в отдельной комнате большого дома, либо в деревянном бунгало. Я заселился в доме. Разница в цене небольшая – бунгало дешевле на 50 рублей.
Так уж получилось, что был я там единственным гостем. Меня это все время удивляло – такое замечательное место, а людей нет. Поток туристов после всех последних событий, конечно, упал, но даже для такого «худого» сезона, по словам хозяев, это было редкостью. Хотя меня это нисколько не угнетало, а скорее даже наоборот.
А еще здесь очень вкусно готовят.
Когда я увидел себя в зеркало, то заметил, что за последние дни успел порядком похудеть.
В итоге провел тут три дня. На второй день налегке съездил к морю искупаться. Конечно, трудно передать ощущения, когда первый раз в жизни видишь вблизи море и купаешься в нем. Было здорово.
На третий я поначалу хотел уезжать, но в итоге отъезд отложил на день ради пешего подъема на Демерджи, к Долине привидений.
Теперь фотографии, а продолжение отчета следует…