Маршрут: пос. Тяжинский - пос. Тисуль - пос. Московка - сплав по р.Кия до пос. Чумай - г.Мариинск.
Карта маршрута
Неформальным руководителем сего безобразия был выбран Яша Захаров, ранее известный как snusmumrik, как самый опытный любитель туристических забав, а также фанат нехоженных троп, гор и пещер.
Вашему вниманию предлагаются отывки из рассказа о путешествии и фотоматериалы.
...Началось все прошой осенью, когда я прознал что по берегам реки Кия, что не так далеко от Томска, существуют скалы невиданной высоты и красоты. И конечно, захотел их увидеть, а если получится, то и полазить по ним. Поделился своими с мыслями с Яшей. Яша сплавлялся по Кие прошедшей весной и подтвердил - да, скалы таки существуют.
Я предложил скататься к ним на велосипедах. Яша захотел дополнить мероприятие сплавом. В общем, к весне я обнаружил, что что мы вполне серьезно обсуждаем идею вело-водного похода...

Вот те самые скалы...их там ну очень много...
...с покупкой билетов откровенно протупили, в итоге решили ехать на электричке до Тайги - а там либо брать билеты на проходящий поезд, либо ехать дальше на электричке и стартовать из Мариинска...
Два катамарана - двойки взяли на прокат в Кедре. Весят два экземпляра этой радости без рам 12 кг. Перед собственно
ПВД (походом выходного дня) один из катамаранов свозили на Ларинское озеро, собрали и опробовали.
...В общем, поздно вечером 11 июня отчалили на последнем "электроне" из Томска. В дороге перепаковали рюкзаки, почему-тоу Яши рюкзак - штаны весил 26 кг. против моих 20 - ти и по 15 кг. у девченок. В общем, в итоге все разделили по справедливости. Еще я взял заплечный рюкзачок для легких вещей первой необходимости. В дальнейшем, "заплечничек" временами весил килограмм так по восемь...
В Тайге удалось купить билеты на поезд. И это нам сократило путь на 40 км, что немало способствовало успеху мероприятия. В общем, нам повезло. Поезд опаздывал, поэтому велосипеды с рюкзаками закидывали в тамбур на ходу. Проводники нашим велосипедам не особо обрадовались и даже вспоминали положенный вес и габариты багажа, однако время было позднее, наша станция недалеко, и никаких каверз не последовало. Велосипеды в итоге сложили в тамбуре.
День первый, велосипедный.
В 9 утра вышли из вагона, собрали велосипеды и поехали в лес завтракать)). Поначалу дорога была очень даже неплохой, ехали в среднем км 16-18 не смотря на то что дорога в гору. Сломалось крепление багажника у Пашки, мы его успешно отремонтировали.( На следущий день крепление вновь разболталось и было зафиксировано резиновой лентой).
После Усть - Колбы движение на трассе становится оживленнее - добавляется народ, едущий в Хакассию.
В Тисуле поискали дорогу дальше, все главные дороги ведут в Шарыпово, указателей в другую сторону нет. Нам подсказали. Ехать в Ржавчик нужно по улице Ленина (асфальтовая дорога), потом повернуть направо на улицу Октябрьскую (тоже асфальовая). Нам очень рекомендовали посетить озеро Большой Берчикуль - самое большое озеро в Кузнецком Алатау. Отзывы об нем мы слышали разные, оэтому решили съездить и посмотреть сами - дорога хорошая, горка небольшая. Озеро оказалось действительно большим, но вода в нем непрозрачная, неприятного серого цвета. Может, нам просто не повезло с погодой. Места для стоянки на берегу нет и делать там особенно нечего.

Озеро Большой Берчикуль - жемчужина, блин, Кемеровской области
В поселке на озере набрали прозрачной холодной воды в колодце, при кипячении она стала непрозрачной. Наверное, не нужно кипятить. После озера проезжали поселок Комсомольск. Ехали через него почти час. Шел дождь, дорога в гору, поселок казался
бесконечным. Действительно, длиной он около 10 км. После Комсомольска асфальтовая дорога кончается, начинается гравийка, довольно хорошая. Твердая, гравийно-песчаная, и в гору. В гору мы велосипеды около половины времени вели руками. Гора называется Веселая, и это очень соответствует действительности. взлеты один за другим.

В комсомольске. Смотрим на радугу.
Когда весьма усталые мы залезли на гору, начинался хороший дождь, смеркалось. Решили ночевать. За день проехали один перевал по асфальту. Получилось 90 км и около 500 метров суммарного набора высоты. Воды у нас с собой было мало, а около дороги ее не было, поэтому воду на утро собирали полиэтиленом, к утру набралось около 4 литров на 2 куска полиэтилена 1.5х2 метра. Дождевая вода в отличие от колодезной берчикульской при кипячении не становится непрозрачной.
День второй, вело-водный.
Утром проснулись в 7, позавтракали и опять поехали в гору до поселка Берикульский. Поселок находится в долине реки Мокрый Берикуль, по этой реке с 1820-х годов добывали золото. Преодолеваем последний небольшой взлет и весело катимся вниз к Берикулям.

Вперед! К Берикулям!

Мечта байкера
В Берикуле есть что посмотреть:

Яша учится пользоваться колодцем

Остатки золотообогатительной фабрики

И ее отвалы

А столбы берикульчанам не нужны!
...После Новоберикульского несколько километров можно ехать, затем велосипеды все чаще идут рядом...

Берикуль - Московка
Теперь уже длинный и затяжной подъем до отметки 792 м. Отсюда уже видно горы и вершины Кузнецккого Алатау, прекрасный вид. 9 км до Московки доехали за полчаса с остановками - вниз, вниз, вниз.

Вот и Московка
...К этому времени у меня и у Пашки работали только передние тормоза, поэтому ехать было весьма забавно. В Московке переехали через мост, и ничего лучшего не нашли чем встать прямо напротив деревни. Здесь приготовили обед, нарубили ивовых и березовых жердей на рамы катамаранов, собрали катамараны, привязали к ним велосипеды...

Вот так мы променяли колеса на весла
На воду вышли уже часов в 20.30, и немного погодя увидели скалы. Высокие, красивые.. полюбовались и поплыли дальше. Лазать по ним времени уже не оставалось. На следующий день нам предстояло закончить водную часть похода, поэтому в этот день плыли до сумерек и проплыли за 2 часа около 9 км. На ночевку встали на полянке со столиком, скамейками, костровищем и 3мя капканами.
По-видимому, стоянка охотников.

А вот так на нас катаются велы и каты
День третий, исключительно водный
Весь третий день мы плыли.
Смотрели на скалы, искали ручью по берегам, читали карту, и плыли, плыли..
Красоты Кии:






Скалы, скалы, скалы...

Река Белокаменка?

И водопад!
Нужно было успеть доплыть до Чумая к вечеру. Остановились пообедать на потухающий костер на берегу, а ещё сходить в пещеру, которую заприметили ещё в прошлом году. Вход в пещеру виден с реки, мы заметили его на обеде. Когда начали подниматься к входу пошел дождь. Пещера действительно есть. Ход уходит из гротика вверх-вправо, довольно узкий лаз расширяется есть ход вправо, но узкий и тупиковый, есть ход вверх, небольшой грот и из него ход вниз в глубину скалы. Дальше я не полез, поскольку времени у нас не было. Стены пещеры у входа покрыты изморозью, там довольно холодно, а значит, она довольно глубоко уходит в скалу. В общем, пещера перспективная, нужно брать веревки, фонари и лезть туда!!

В пещере

Вид из пещеры
Дальше по берегам с воды видно несколько входов в потенциальные пещеры, да наверное если поискать вокруг тоже
можно найти. Дальше по реке слева впадает ручей Кошкадак, течет в скальном каньоне, это видно с реки.
туда мы не пошли.

Утка с утятами на одном из плесов
После Макаракского течение все медленнее, плесы, там мы начали грести без остановок и гребли до самого Чумая. На ночевку встали в поле в 5 км от Чумая, на остатках газа приготовили последний ужин и залегли спать.

Утро.
День последний, велосипедный
Утром проснулись в 7.00, собрали катамараны в рюкзаки, а велосипеды в единое целое, и быстренько попылили по грязной дороге в Чумай.
За 3 часа доехали 60 км до Мариинска, потом электричками домой. В 22 с минутами были на вокзале в Томске. Всего за день рпоехали 68 км на велосипедах. До Верхней Чебулы дорога - одно удовольствие - череда пологих спусков и подъемов, движения никакого. Дальше участок 10 км федеральной трассы, на нем ведутся ремонтные работы, много машин. Километров за 5 до Мариинска Пашка попал колесом в ямку и что-то в его велосипеде заскрипело. Оказалось, рюкзак сместился назад и погнул багажник, который стал касаться колеса!
...На вокзале нас долго рассматривали байкеры младшего школьного возраста, один из них раз пятнадцать повторил: "у них даже каски есть"...
Итого: 195 км на велосипедах (набор высоты около 1000 м) и 62 км на катамаранах (сброс высоты около 120 м).