FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Вопросы о покупке и продаже велосипедов, комплектующих и т.п. Где лучше купить, почем можно продать...
Ответить
Аватара пользователя
Павлов
Багио
Сообщения: 3865
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 11:19
Велосипед: Карбонайнер, Marathon
Откуда: Томск,ТАКТ
Контактная информация:

FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение Павлов » 25 мар 2008, 10:26

В связи с тем, что в последнее время возникает много однотипных вопросов по покупке первого велосипеда, был написан этот небольшой ликбез.
Если после уяснения материалов этого фака у вас возникнут вопросы, добро пожаловать в раздел "Какой выбрать, где купить" :)
...жить километрами, а не квадратными метрами!..

Аватара пользователя
Павлов
Багио
Сообщения: 3865
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 11:19
Велосипед: Карбонайнер, Marathon
Откуда: Томск,ТАКТ
Контактная информация:

Re: FAQ по покупке первого велосипеда

Сообщение Павлов » 25 мар 2008, 10:31

Предлагаю гражданам соображающим покритиковать/отредактировать/дополнить, после чего тему можно прикрепить и посылать в неё новичков.
...жить километрами, а не квадратными метрами!..

Аватара пользователя
Казак
Принцесса-милашка
Сообщения: 6093
Зарегистрирован: 04 май 2005, 15:22
Откуда: Томск

Re: FAQ по покупке первого велосипеда

Сообщение Казак » 28 мар 2008, 12:21

A6....хорошая гидра 3500...а хаес 9? он дешевле.

Аватара пользователя
Link2Heaven
Втянувшийся
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 05 апр 2007, 20:52
Велосипед: Jamis CC 3.0
Откуда: Томск, Юрга
Контактная информация:

Re: FAQ по покупке первого велосипеда

Сообщение Link2Heaven » 11 апр 2008, 11:55

Вот на что наткнулся во внешке:
Источник: http://www.redbike.ru/html/feruum/2005_first.htm
Мы будем бороться за мир так, что не останется камня на камне.

Аватара пользователя
Serb
Гуру
Сообщения: 1430
Зарегистрирован: 11 янв 2005, 12:37
Велосипед: джамисовая солянка
Откуда: сев-восточная окраина Томска
Контактная информация:

Re: FAQ по покупке первого велосипеда

Сообщение Serb » 11 апр 2008, 17:14

надо картинок. голый текст воспринимается плохо

Аватара пользователя
Shigure
Капитан улитка
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 30 мар 2007, 09:36
Велосипед: Testarossa (самосбор на базе руля и выноса Джамис)
Откуда: Томск/Новосибирск
Контактная информация:

Re: FAQ по покупке первого велосипеда

Сообщение Shigure » 28 май 2008, 15:47

Мериды серий 100 V(d) 300 V(d) так-же можно рекомендовать
как конкретные модели хороших начальных велосипедов.
Фура дура - Вел молодец

Аватара пользователя
Nikolay
Админ
Сообщения: 7996
Зарегистрирован: 14 апр 2004, 22:26
Велосипед: GT Force 3.0
Откуда: Томск, солнечный
Контактная информация:

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение Nikolay » 14 июл 2008, 15:10

Немного переделал первое сообщение, и внес туда прилепленные темы.
Если найдете несоответствия, сообщайте.
GT Force 3.0 +SRAM X-7 +Avid Juicy Five +KED Alien

Аватара пользователя
Dimitry
Понимающий
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 17 май 2008, 11:05
Велосипед: Focus Whistler 2007
Откуда: Северск
Контактная информация:

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение Dimitry » 10 авг 2008, 11:44

Вот с этим я лоханулся.


Оценить эту жесткость можно так (осторожно, не все продавцы адекватно реагируют на ваше желание знать правду!): станьте справа от велика, заблокируйте задний тормоз, и, крепко держа руль, нажмите ногой (перпендикулярно раме) на опущенную правую педаль. То есть, попросту, попытайтесь согнуть раму в той самой плоскости. Чем меньше рама поддается вашим усислиям, тем лучше.

Рама Focus Whistler оказалась не достаточно жесткой. При 3-8, 3-9 из за прогиба рамы цепь задевает переклюк передний. :( При указанном выше методе рама давольно заметно прогинается. :(

Аватара пользователя
Hendrix
Гуру
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 30 мар 2007, 14:40
Велосипед: GT Zaskar Expert'06
Откуда: Г. Томск

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение Hendrix » 10 авг 2008, 21:58

Извините за оффтоп.
Боюсь, прогиб рамы тут ни при чем, настрой переклюк нормально. К тому же, при таком способе проверки гнуться будет любая рама(по крайней мере кантрийная), вопрос в том, насколько сильно она будет гнуться.
К.п.д. это соотношение скорости и нагрузки, точно нельзя проверить, за исключением движения с горы, где к.п.д. выше 100%. (c) Dima_28 с birota.ru

Аватара пользователя
Казак
Принцесса-милашка
Сообщения: 6093
Зарегистрирован: 04 май 2005, 15:22
Откуда: Томск

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение Казак » 10 авг 2008, 23:28

очередная тупость,написанная неподумав.
переклюк настраивать надо всего лишь.

гнется любая рама. даже стритовые хромо. а что говорить о подвесах? НО, выдерживают то они не мало.

Аватара пользователя
Dimitry
Понимающий
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 17 май 2008, 11:05
Велосипед: Focus Whistler 2007
Откуда: Северск
Контактная информация:

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение Dimitry » 11 авг 2008, 09:27

Переклюк работает гормально. Я его даже еще отодвинул в сторону от цепи. Если следовать инструкции, то куда дальше то регулировать положение "Н"???

234234
Заглянувший
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 23 апр 2009, 23:04

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение 234234 » 25 апр 2009, 09:44

Долго искал термины которые пишут на форуме. Нашел даже небольшое описание, но и там не было описания слова "перья" и "подседельный штырь". Для тех кто столкнулся с такой же проблемой вот небольшое описание (если такое уже есть, можно удалить мое сообщение):

УСТРОЙСТВО ВЕЛОСИПЕДА

Современный велосипед — это сложнейший механизм, состоящий из более чем 800 деталей.
image002.jpg
image002.jpg (24.17 КБ) 27338 просмотров
Анатомически правильный велосипед

1. Седло — та часть велосипеда, с которой мы соприкасаемся в течении всей поездки. Правильный и вдумчивый подбор седла для своего стиля катания крaйне важен, поскольку помимо комфорта, от седла зависит правильное кровообращение и работа ног. Производители предлагают десятки разновидностей седел для всех видов велосипедистов — это комфортные мягкие прогулочные модели, жесткие и узкие гоночные, седла для долгих велопоходов и сложных трасс горного велосипеда. Хорошие седла учитывают даже особенности мужской и женской анатомии, поэтому вы всегда сможете найти самую удобную для себя модель.

2. Моноблоки. Центр управления велосипедом, который всегда находится в руках велосипедиста. Состоит из переключателей скоростей (манетки) и тормозных рукояток. Именно к нему подключается система тросов.
3. Вынос руля. Во многом, определяет посадку велосипедиста. Подбирая длину и подъем выноса можно принять как прогулочную, так и скоростную — низкую и аэродинамичную посадку. Выбор правильного положения выноса крайне важен для комфортной посадки. Существуют, также, регулируемые модели, которые вы можете подстроить для себя в любой момент поездки.

4. Рама. Без сомнения, главный и самый дорогой компонент велосипеда. Современные рамы изготавливают из алюминиевых, магниевых, стальных и титановых сплавов. Существует, также, класс рам из полимерных материалов, таких, как карбон. Геометрия рамы целиком определяет назначение велосипеда — будь-то скоростные модели для закрытых треков или обычный прогулочный велосипед. Качество сварки, подбор материала и имя производителя, вот те характеристики рамы, что влияют на скорость и долговечность велосипеда. Стоит помнить, что могут существовать как женские, так и мужские модификации одной и той же рамы. Вообще, выбор велосипеда начинается именно с выбора рамы — ее размера и характеристик. При покупке , вы всегда можете рассчитывать на помощь в выборе такого велосипеда, который, наиболее точно подходит к вашему росту и стилю катания.

5. Система тросов. Своеобразная нервная система велосипеда. Отходящие от моноблоков тросы, передают усилие от рук велосипедиста к тормозной системе и переключателям скоростей. В современном велосипеде, как правило, насчитывается четыре троса — к переднему и заднему тормозу и, к переднему и заднему переключателю скоростей. Существует модели тормозов, где тросы заменены на гидравлические линии, где наполнителем является специальное масло передающее усилие за счет давления поршня в моноблоках.

6. Подседельный штырь. От высоты подседельного штыря, как и от положения выноса, прямо зависит посадка велосипедиста и расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают двух основных типов. Жесткие, представляют из себя алюминиевую, стальную или углепластиковую трубку с креплением для седла и амортизационные. Последние, поглощают все мелкие вибрации и сглаживают сильные ухабы, что очень актуально на жестких туристических и горных велосипедах.

7. Тормоза. Один из важнейших компонентов велосипеда. Существуют три основных вида тормозов — на базе тормозного барабана, где торможение начинается тогда, когда В ы крутите педали в обратную сторону, клещевого типа, это V-brake или кантилеверные тормоза, зажимающие обод колеса и дисковый тормоз, где торможение происходит за счет сжатия диска закрепленного на втулке колеса. Все три типа тормозов имеют свои недостатки и достоинства, где выбор конкретной модели остается за вами. За подробной консультацией, обращайтесь к нашим продавцам. О том, как обслуживать и осматривать тормоза, рассказано в разделе «Самые частые неисправности».

8. Подседельный хомут. Зажимает подседельный штырь в раме. Бывают два типа хомута — оборудованные эксцентриком (специальное крепление с ручным зажимом) и резьбовые, на обычном болте. Первые, более удобны, если велосипед используют несколько человек, но, если вы оставите велосипед на улице, пристегнув его велозамком, седло легко украсть, просто отвернув эксцентрик. Если вы покупаете велосипед для себя, лучший выбор — обычный хомут наболте.

9. Задний амортизатор. Устройство, присущее, в основном, горным и туристическим (гибридам) моделям. Велосипед оборудованный передним и задним амортизатором очень комфортен, поскольку, такая подвеска скрадывает практически все выбоины и ухабы дороги, но имеет, в совокупности со специализированной рамой, очень высокий вес — до двух килограммов. Выбирать его стоит, если вы часто преодолеваете сложные каменистые маршруты или любите очень комфортную мягкую езду. Следует помнить, что как и передний амортизатор, он заметно снижает скорость велосипеда, поскольку «съедает» свою толику усилий от педалирования. Хорошей альтернативой, в сфере туризма, может стать легкий подседельный штырь с амортизатором.

10. Перья. Компонент рамы, к которому крепится очень большое количество механики и аксессуаров. Это тормоза, крыло, заднее колесо, задний переключатель, багажник, подножка и отбойник цепи. На перья рамы приходится, также, основной вес велосипедиста, особенно, при агрессивном стиле катания, поэтому, качество сварных швов в этом месте и прочность рамы в целом, здесь очень важна.

11. Вилка. Бывает двух типов — жесткая и амортизационная. Первые, ставят, в основном, на велосипеды нацеленные на скорость — шоссейные, туристические и трековые модели, а амортизационные, на горные велосипеды и гибриды, поскольку, они поглощают не только удары, но и часть энергии от педалирования и дают лишний на шоссе вес. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40 до 300 мм ) и типу механики — эластомерные, воздушные, маслянные и смешанных типов. Выбрать подходящий, задача для неофита сложная и наши продавцы с удовольствием вам помогут. Оборудовать или нет свой велосипед такой вилкой, зависит только от вашего стиля катания и личных предпочтени
image004.jpg
image004.jpg (2.81 КБ) 27301 просмотр
Слик, полуслик и полный протектор

12. Покрышка. От типа покрышки прямо зависит устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия и скорость. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком, называют «слик», с чистым верхом, но боковыми шипами — «полуслик» и, наконец, «шиповка», чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор. Например, для хорошего шоссе, идеальны покрышки имеющее минимальное сцепление с дорогой — слики, из жесткой резины и без рисунка. Для грунтовых троп, гораздо более удобны широкие, мягкие покрышки с большим протектором, который держит велосипед на грунте и гравии и не дает упасть на поворотах, а для туристической езды, лучшим выбором будет комбинированный тип — «полуслик.». Видов покрышек существует множество. Существуют, даже, шипованные варианты для зимнего катания, но окончательный подбор резины, зависит, по-прежнему, от ваших предпочтений и стиля езды. В настоящий момент, мы предлагаем покрышки от AUTHOR , Ritchey , Maxxis , Panaracer , чья продукция удовлетворит

любого велосипедиста, с самыми притязательными запросами. Но, при выборе, стоит всегда помнить, что использование покрышек с полным протектором для городской езды, очень быстро приводит к полному износу резины, поскольку весь агрессивный рисунок просто стирается об асфальт и наоборот, «слик» менее устойчив на грунте и плохо сопротивляется порезам и проколам. Внутри покрышки, устанавливают велосипедную камеру, которая наполнена воздухом. От количества воздуха в камере (давления), зависит мягкость колеса. Чем выше давление, тем жестче колесо и меньше его сопротивление на дороге, но выше вибрация на грунте. Оптимальное давление для вашего колеса, описано в разделе «Ремонт и обслуживание».

13. Универсальные крепления на раме . Могут использоваться для монтажа различных аксессуаров — бачка с водой, велонасоса, аккумулятора для велосипедной фары.

14. Втулки колеса. Сложный закрытый от грязи механизм, который обеспечивает вращение колеса на оси и «держит» спицы. Подвергается большим нагрузкам, поскольку, на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда. Существует множество видов втулок, которые предназначены для разного типа нагрузки, вида тормозов и количества спиц.

15. Обод колеса. От прочности обода, зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Диаметр обода и его ширина, определяют размер и характеристики покрышки. В целом, можно сказать, что для велосипедов испытывающих постоянную сильную нагрузку или тяжелого велосипедиста, предпочтительны широкие и очень прочные обода с двойной стенкой и сложным профилем, а для скоростного применения — узкие модели с прочным «профилем» в виде арки.

16. Спицы. Очень уязвимый компонент, который помимо нагрузки от велосипедиста, постоянно подвергается ударам на ухабах дороги. Сама структура спицованного колеса имеет амортизирующие свойства, но, при очень сильных ударах, может возникнуть «биение колеса», или, как его еще называют, «восьмерка». На прямом в вертикальной плоскости ободе возникают вмятины и колесо, при вращении, начинает задевать тормоза. В таком случае, надо немедленно обратиться к веломеханику.

17. Передний переключатель. Механизм обеспечивающий переход цепи по звездам системы. Подсоединен к моноблокам с помощью системы тросов. Передний переключатель — один из самых неприхотливых механизмов в велосипеде, но тем ни менее, если вы чувствуете что переключение происходит некорректно — цепь не сразу переходит на соседнюю звезду, постоянно слетает, то стоит как можно быстрей обратиться к веломеханику.

18. Кассета. Задний набор звездочек. Принцип действия прост — чем больше количество зубьев на передней звезде системы и меньше на задней звезде кассеты, тем выше скорость, но тяжелей крутить педали. Число зубьев на системе относительно зубьев на кассете, называют « передаточным отношением » . На современном велосипеде, количество звезд кассеты составляет от 7 до 10, хотя,

некоторые велосипедисты, предпочитают варьировать заданное производителем число устанавливая меньшее число звезд. Кассета помогает выбрать наиболее оптимальное для правильного, легкого и частого педалирования отношение, между звездой системы и задней звезды.

19. Ниппель. Простой механизм для удержания воздуха в камере. В современном велосипеде, существует два основных типа ниппеля — автомобильный и велосипедный. Первый, схож по всем характеристикам с обычным ниппелем автомобильного колеса, второй, используется только на велосипедах. Автомобильный более универсален, но теряет давление быстрее, чем конструктивно более сложный и надежный велосипедный. У каждого велосипедиста в дороге, всегда должен быть компактный велонасос, ремонтный набор и, желательно, запасная камера.

20. Педали. Бывают двух принципиальных типов — обычная платформа, с которыми можно ездить в любой обуви и контактные, которые требуют специального крепления на велотуфлях. Последние, значительно улучшают скорость и технику педалирования, поскольку вы передаете усилие на вращение системы не только при «нажатии» на педаль, но и при подьеме ног — педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинке. Езда в велотуфлях требует определенной сноровки, поскольку начинающий велосипедист в аварийной ситуации не всегда успевает отстегнуться специальным движением ноги от педали и может получить серьезную травму при падении. В любом случае, когда вы приобретете устойчивые навыки езды, стоит обязательно попробовать контактные педали, благо существуют виды велообуви ничем внешне не отличимые от обычных ботинок, кроссовок или, даже, сандалий.

21. Задний переключатель. Устройство «перебрасывающее» цепь на разные звезды кассеты. Подсоединен к моноблокам с помощью системы тросов. Это, довольно хрупкий механизм, который в силу конструктивных причин постоянно открыт воде и грязи, поэтому, он требует постоянного ухода. Неправильно настроенный задний переключатель, перестает удерживать цепь на постоянной звезде, затрудяет выбор конкретной передачи и, в конце концов, цепь может слететь с звезд системы и кассеты. Если эта ситуация произходит во время педалирования, вы можете серьезно повредить задний и передний переключатель, погнуть звезды системы и цепь. Настройка заднего переключателя процедура достаточно сложная, поэтому, эту операцию лучше доверить нашим веломеханикам.

22. Цепь. Самое сложное механическое устройство в велосипеде. Зачастую, количество деталей из которых состоит цепь, превышает количество компонентов из которых состоят все остальные компоненты велосипеда . Плюс, цепь постоянно подверженна износу — она открыта для дождя, городской пыли и грязи, она истачивается об зубья системы и кассеты и испытывает нагрузки при педалировании. Исходя из вышесказанного, очевидно, что цепь подлежит постоянному уходу и смазке. Подробней, о том как мыть и смазывать цепь, рассказано в разделе « Смазка велосипеда ».

23. Система. Набор из передних звезд и шатуна. Обычно, состоит из трех, реже двух или одной звезды. Большее количество, дает значимый прирост возможных передаточных отношений с кассетой, что позволяет выбрать комфортную передачу для любого уклона дороги. Фактически, можно подобрать такое отношение, что один оборот педалей, будет равнозначен одному обороту заднего колеса. Это позволяет заехать на очень крутой склон. Заметим, что некоторые системы, оборудуются защитным пластиковым кользом, которое предохраняет вашу одежду от попадания между зубьями и цепью — это идеальный вариант для городских велосипедов, где вы часто вынуждены ездить не в велоформе.

24. Шатуны. Крепятся к системе, к ним, в свою очередь, крепятся педали. Чем длиннее шатун, тем больше «рычаг», который вы прикладываете к задаче «повернуть педали», таким образом, вы сможете развивать большую скорость.

25. Ролик заднего переключателя. Достаточно быстро изнашивающийся компонент, требующий ухода и смазки.

Взято отсюда

234234
Заглянувший
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 23 апр 2009, 23:04

Re: FAQ (выбор и покупка первого велосипеда, скидки, гарантия)

Сообщение 234234 » 25 апр 2009, 09:58

Продолжение.

КРАТКИЙ БАЙКЕРСКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Составлен Птицей в марте 2006 года

* Алюминий
Применительно к велосипедным рамам употребляется как название сплава металлов, основным компонентом которого является алюминий.
* Амортизатор
Устройство для смягчения ударов, колебаний, защиты от сотрясений и ударных нагрузок. Включает в себя пружину, которая воспринимает и отрабатывает колебания, и демпфер, колебания поглощающий. И пружина, и демпфер могут быть изготовлены из различных материалов с употреблением масла, воздуха, различных синтетических материалов-эластомеров. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин «подвеска».
* Амортизационная вилка
Передняя вилка со встроенным механизмом амортизации, который принимает на себя и смягчает удары, приходящиеся на переднее колесо во время езды. См. также Амортизатор.
* Багажник
Металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на велосипеде груз. При этом основную массу груза лучше расположить не на багажнике, а ниже его. Такая концепция лучше всего реализована в велорюкзаке типа «штаны». Самый распространенный вид багажника - над задним колесом, но можно оборудовать багажник и над передним колесом при жесткой (не амортизирующей) вилке. Багажники делают из стали, алюминия, титана. Наиболее ремонтопригоден стальной багажник.
* База
Расстояние между осями передней и задней колесных втулок. Этот параметр важен для оценивания максимальной эффективности велосипеда для различных типов катания. Подробнее о геометрии велосипеда смотри http://www.veloru.net/?module=content&id=29
* Байк
Велосипед. Слово «велосипед» произошло от двух латинских слов: velosis, что значит «быстрый», и pedis, что значит «нога». Слово «байк» - редуцированное от английского «bicycle» - велосипед, буквально - "двухколесный".
* Бачок питьевой (фляга)
Пластмассовая бутылочка с выдергивающимся соском, которая обычно закрепляется на раме в специальном держателе.
* Биение
Отклонение от нормального состояния боковой поверхности обода или его периметра. Различают радиальное биение («яйцо») - изменение радиуса колеса при разных углах поворота, велосипед с такими колесами на ходу дрожит, как на булыжной мостовой, и осевое («восьмерка», торцевое) - отклонение обода от плоскости вращения. К биениям более чувствительны велосипеды с ободными тормозами, поскольку кривой обод начинает либо задевать о тормозные колодки, либо колодки чиркают по покрышке до её полного разрыва. Биения успешно мешают ехать быстро - от прикладываемых Вами усилий велосипед только дрожит. Биением обода не считается боковая неровность покрышки! Биение может также встречаться и на передних звездах и объясняться люфтом каретки или деформацией системы. Боковое биение на передних звездах приводит к плохому переключению цепи, особенно на крайних звездах, куда цепь или не переходит, или соскакивает.
* Велокомпьютер
Хитрое устройство, позволяющее отслеживать скорость движения, пройденное расстояние, время в пути и другие параметры при езде на велосипеде. Наполненность функциями и время жизни зависит от модели и марки велокомпьютера.
* Велолазание
Преодоление некоторого расстояния, которое ожидалось проехать на велосипеде, с использованием альпинистских приемов, причем с велосипедом на плече или шее. Велолазание бывает с набором высоты, с понижением высоты, с преодолением сыпух и бульников.
* Велопонос
Преодоление некоторого расстояния, которое ожидалось проехать на велосипеде, пешком, с велосипедом на плече, из-за неожиданного или планового ухудшения качества дорожного покрытия, вплоть до полного исчезновения такового.
* Велотрусы (велосипедки, памперсы)
Обтягивающие штаны для езды на велосипеде. Хорошие велосипедки скроены из 6-8 деталей, анатомически, «с круглой попой»; сшиты из быстро сохнущей синтетической ткани и имеют «памперс» - специальную прокладку из мягкого материала, облегчающую длительные и тяжелые поездки. Хороший «памперс» обработан специальной бактерицидной пропиткой, которая, к сожалению, через несколько стирок теряет свои свойства. Есть мнение, что толстый «памперс», выходящий за края седла при езде, спасает от многих неприятностей, связанный с потертостями, потницей и раздражениями, а также что верхняя поверхность «памперса» должна быть из натуральной замши.
* Вентиль, сосок, ниппель
Устройство, позволяющее удерживать воздух в камере. Является составной частью камеры. Бывает нескольких видов: ? велониппель Данлопа с узкой резьбой и резиновой трубочкой внутри. Ставился на старые советские велосипеды. Требует насоса со специальным шлангом. ? веловентиль Преста (Presta). Металлический гладкий высокий вентиль со специальным устройством – золотником – внутри. Требует особого насоса ? «автониппель» Шрёдера (Schraeder) Металлический резьбовой вентиль с вывинчивающимся золотником внутри, наружный диаметр соответствует диаметру ниппеля автомашины. Наиболее универсален. Насос тут тоже нужен.
* Верхняя труба
Труба рамы, соединяющая подседельную трубу и рулевой стакан (переднюю вертикальную короткую трубу, куда вставляется руль и вилка). Может иметь горизонтальное расположение, или быть скошенной под разными углами для увеличения специальных возможностей велосипеда. На «женской раме» верхняя труба имеет значительный наклон, она практически параллельна нижней трубе рамы.
* Ви-брейки, векторные тормоза
Тип ободных тормозов с перпендикулярным подводом колодок к ободу. Тормозной трос проходит перпендикулярно от одного тормозного рычага к другому. Это облегчает настройку тормозов, упрощает снятие колеса и улучшает торможение.
* Вилка
Часть рамы велосипеда, в которой закреплено колесо. Обычно имеется в виду передняя вилка. Передняя вилка конструктивно выполнена как отдельный элемент рамы и может быть жесткой (простейшая вилка, перья которой представляют собой цельные металлические трубки) или амортизационной.
* Вкручивать
Крутить педали с усилием либо для достижения большой скорости, либо преодолевая препятствия на местности.
* Водопроводная труба, «чугуниевая» рама, «кроватное железо»
Высокомерные отзывы о тяжелой раме из очень плохой стали. Хотя такой материал наиболее популярен в нашей стране для производства массовых велосипедов, таких как "Урал", "Десна", "Пенза", "Аист", "Кама" и т.п.
* Воздушная вилка
Вилка с пневматическим упругим элементом и / или демпфером. См. Амортизатор.
* Вставная челюсть
Деталь велошлема с полной защитой лица, выполненная отдельно. См. Фуллфейс.
* Втулка
1. Втулка, ступица колеса - центральная деталь колеса в виде цилиндра. На неё крепятся спицы, в ней располагаются подшипники, через нее проходит ось, с помощью которой колесо крепится в раме. Задняя и передняя втулки отличаются размером и внутренним устройством. Задняя втулка бывает под «трещотку» - резьбовая, и под «кассету», со специальными шлицами для посадки блока шестерен. Существует еще втулки со внутренним переключением передач, т.н. планетарные. Втулки могут крепиться в перья рамы с помощью эксцентриков – стержней с «барашком», ручкой и пружинками, и гаек. Колесо на эксцентрике легко снимается и ставится. Втулки на гайках дешевле и ниже качеством.
2. Втулки в роликах заднего переключателя представляют собой металлические трубочки – подшипники скольжения. Внутри этих трубочек проходят стяжные болты, закрепляющие ролики в рамках переключателя.
* Выжимка цепи
Инструмент для разъединения и соединения звеньев цепи, вид своеобразных тисочков с выдвигающимся штырьком. Без этого инструмента выполнять работы по замене или удалению звеньев цепи очень сложно.
* Вынос руля
Деталь, соединяющая горизонтальную трубку руля с вертикальным рулевым штырем. Вынос нерегулируемый может быть приварен к рулевому штырю или крепиться на него болтами. Регулируемый вынос - это сложное устройство, привинчиваемое к штырю, позволяющее регулировать высоту и угол наклона выноса. Выносы руля на резьбовую и нерезьбовую рулевые колонки имеют разную форму. Выносы изготавливают из стали или алюминия.
* Гибрид
Велосипед с комплектацией горного велосипеда и колесами 28 дюймов.
* Гидравлическая вилка
Вилка, в которой роль демпферного элемента амортизатора выполняет специальное жидкое масло. Гидравлические вилки делятся на подклассы в зависимости от типа используемого масла. Другое название гидравлической вилки - масляная.
* Гидравлические тормоза
Тип дисковых тормозов, в которых прижим колодок к диску осуществляется посредством давления специальной тормозной жидкости, залитой в Гидролинию.
* Гидролиния
Крепящаяся на раме трубка, идущая от Тормозной рукоятки к Гидравлическому тормозу. Внутрь трубки залита специальная тормозная жидкость, передающая давление от нажатия тормозной рукояти к тормозным колодкам.
* Головная стойка См. Рулевая труба
* Горный велосипед, байк Общее название большого класса велосипедов, предназначенных для езды по плохим дорогам. Имеют большое количество передач и колеса диаметром 26 дюймов
* Горшок. См. Шлем.
* Грипс, грипты
Ручка руля.
* Грипшифт
Тип шифтера (манетки) – устройства для переключения передач – похожей на ручку газа у мотоцикла. Вращение цилиндрической рукоятки вперед-назад укорачивает или удлиняет тросик передач, что приводит к переходу цепи на другие звездочки.
* Грыжа
Потертость на боковой поверхности покрышки, через которую вылезает и лопается камера. См. Шиться, Унитазный скотч.
* Гульфик
Чехольчик на седло.
* Датчик
Деталь от велокомпьютера. Датчик крепится на пере передней вилки и принимает сигнал от магнита, закрепленного на спице переднего колеса.
* Двухподвес, полноподвес
Велосипед с амортизацией обоих колес (наличествуют задний амортизатор и амортизационная вилка). На порядок увеличивает комфорт передвижения по плохим дорогам. Незаменим для даунхилла. Часто имеют раму в форме буквы «У». Особенностью двухподвеса является раскачивание седла при быстром педалировании. На дорогих моделях с четырехточечной системой подвески эта проблема минимизирована. На двухподвес нельзя поставить стандартный багажник.
* Демпфер
Элемент амортизатора, который гасит колебания пружины. Это может быть воздушная подушка, масляный наполнитель или синтетический эластомер. Особенностью эластомера является его замерзание при низких температурах, в результате чего вилка перестает быть амортизационной.
* Демпфирование
Поглощение колебаний при работе амортизатора.
* Держатель
Проволочная или пластиковая конструкция, в которую вставляется питьевой бачок. Держатель крепится на косую или подседельную трубу.
* Дисковый тормоз
Особый вид ручного тормоза - перфорированный диск, устанавливаемый на специальной втулке колеса, и пара тормозных колодок, которые воздействуют на диск по принципу клещевого тормоза. Взят на вооружение из мототехники. Бывают механические и гидравлические дисковые тормоза. В механических торможение осуществляется при помощи натяжения тросика, в гидравлических на колодки давит тормозная жидкость. Дисковые тормоза бывают разных фирм-изготовителей и разного уровня. Не обязательно, что элементы одного подойдут к другому.
* Дрочископ
Жаргонное название любимого велосипеда.
* Задний амортизатор
Амортизатор для заднего колеса. Очень многообразен по конструкции, от простого пружинного до масляного, воздушного с возможностью отключения амортизации.
* Задняя вилка, задние перья, перья рамы, задний треугольник
Конструкция, являющаяся неотъемлемой частью рамы, состоящая из пары нижних и пары верхних перьев, в соединение которых вставляется заднее колесо. Может иметь различную длину, перья могут быть прямыми и изогнутыми, могут иметь или не иметь крепления под дисковый тормоз.
* Зажим подседельного штыря
Верхняя часть подседельной трубы с разрезом, в которую вставляется подседельный штырь. На некоторых велосипедах зажим затягивается болтом с гайкой, на большинство горных велосипедов - с помощью эксцентрика.
* Зазор
Свободное пространство между двумя деталями, в котором они не соприкасаются. Как только поверхности деталей начинают соприкасаться, говорят о натяге, или отсутствии зазора.
* Замок велосипедный
Трос с замком, позволяющий закрепить велосипед на каком-либо стояке. Примитивное противоугонное устройство, не дающее никакой гарантии.
* Замок цепи
Особое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов размыкать и замыкать цепь. Конструкционно бывает выполнено различными способами. Часто встречающаяся модель состоит из двух пластин по форме звена цепи со штырьком и продолговатым отверстием в каждой. Пластины ставятся зеркально друг другу с разных концов цепи. Штырьки заводятся в отверстия и под силой педалирования закрепляются. Расцепляются с помощью отвертки и плоскогубцев.
* Заплечник
Традиционный заплечный рюкзак небольшого размера (от 5 до 45-50 литров), анатомического кроя, или с вентилируемой спинкой. Использование более объемных и тяжелых заплечных рюкзаков нерационально – с ним долго не наездишься. Хотя есть любители…. См. Штаны.
* Защита пера
Приклеенная на нижнее перо полоса синтетического материала, предохраняющая его от ударов цепью и обдирания краски.
* Защита цепи
Деталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов, например, брюк велосипедиста.
* Защитная гильза
Деталь, обеспечивающая защиту узла от попадания в него при нормальных условиях работы пыли, грязи и воды.
* Звездочка, звезда
Зубчатое колесо цепного привода. Различают передние звезды – систему, и задние – кассету, трещотку.
* Злая резина
Покрышка шириной 2.0 – 2.25 дюйма и более с глубоким протектором, предназначенная для езды по бездорожью.
Золотник
Деталь вентиля камеры. Назначение золотника - запирать воздух в камере.
* Зонтик колеса.
Имеет отношение только к заднему колесу с блоком звёзд (трещоткой или кассетой). Плоскость обода должна быть смещена ближе к блоку звёзд. Важный параметр правильного спицевания.
* Инструмент
Набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специфичные, шестигранники, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т.п.
* Камера
Баранкообразная резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Давление воздуха в камере удерживается с помощью вентиля.
* Канавка подшипника
Круговое проточенное углубление в чашке и конусе подшипника, служащее беговой дорожкой для шариков.
* Кантилеверы
Консольные ободные тормоза (в том числе типа v-brake), в отличие от клещевых, дисковых или барабанных (втулочных). Крепится к раме на перья вилок. Кантилеверные тормоза часто противопоставляют ви-брейкам (v-brake), хотя на самом деле v-brake - класс кантилеверных тормозов.
* Карбон, композит, углепластик
Синтетический материал, из которого делают рамы и другие детали велосипеда. В просторечии - велосипед, собранный на раме из карбона.
* Каретка
Узел вращения, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и чашек к ним. На ось надеваются шатуны. Неразборная каретка - см. Картридж Разборная каретка – самое дешевое, простое и требующее частого технического обслуживания оборудование.
* Кареточная труба
Самая нижняя труба рамы, в которой помещается кареточный узел. Обычно к такой трубе привариваются косая и подседельная трубы. Располагается в перпендикулярной плоскости к остальным трубам.
* Картридж
Узел, не предназначенный для разборки и регулировки. Чаще всего это название применяется к неразборному кареточному узлу (без шатунов), имеющему вид цилиндра с выходящими с плоских сторон осями, и резьбового кольца такого же диаметра. Сечение осей зависит от типа крепления шатунов и может представлять собой квадрат, или зубчатую окружность. Картридж вставляется в кареточную трубу справа налево. Специальным съемником, имеющим вид цилиндра со шлицами, закручивается сам картридж справа, там, где будут передние звезды, а потом слева ввинчивается запорное кольцо. Картриджи бывают разной длины и диаметра, стандартов несколько. Кроме того, посадочное место педалей может быть различной формы. Неразборные подшипники не подлежат ремонту и регулировке. При износе, возникновении люфта они, в отличие от разборной каретки, просто заменяются.
* Кассета
Блок задних (ведомых) звездочек. Только звёзды с прокладками между ними и стопорной гайкой! Механизм блокировки – орех, это отдельный узел. Катафот Любой светоотражатель.
* Кевлар
Искусственное волокно, применяется при изготовлении покрышек в качестве корда. Кевларовая покрышка может быть сложена в несколько раз и упакована. Такая покрышка легче и дороже, чем покрышка со стальным кордом.
* Ключ
Тип инструмента. Ключ может быть:
o Рожковый, похожий на «козу» из пальцев. Самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Его плоская головка имеет открытый вырез для гайки;
o Накидной, отличающийся от рожкового тем, что головка имеет не открытый вырез, а сквозное шести- или многогранное отверстие. Такой ключ надевается на гайку сверху, обеспечивая более плотный захват ее.
o Трубчатый ключ еще называют «головкой», это вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле, и их невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, и может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки. Таким ключом, например, снимают педаль с оси.
o Шестигранный ключ, шестигранник – с недавнего времени основной инструмент велосипедиста. Предназначен он для винтов, имеющих круглую головку с шестигранным углублением. Представляет собой шестигранный стержень, изогнутый в виде буквы «Г», «Z», или входящий в состав набора, похожего на перочинный нож. Большинство винтов на современном велосипеде требуют применения именно шестигранного ключа.
o Комбинированный ключ (семейник) представляет собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Однако, важный элемент такого ключа - полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в разборном кареточном узле и на резьбовой рулевой колонке. Комбинированный ключ входит в стандартный инструментальный набор к советским велосипедам. Легко превращается в конусный ключ на 13 и на 15 для передней и задней втулок путем растачивания соответствующих пазов (на 12 и 14).
o Ниппельный ключ служит для натяжения спиц. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа – двух-трех-четырехгранная прорезь размером под ниппель. Размеров тоже несколько.
o Ключ для конусов - тонкий рожковый ключ (~3 мм).
o К ключам можно отнести разнообразные специальные съемники.

* Колесо
Это обод, спицы, втулка, камера и покрышка, надлежащим образом вставленные друг в друга и отрегулированные.
* Колодка
Деталь тормоза, непосредственно контактирующая с тормозной поверхностью (ободом колеса или тормозным диском). Существуют колодки двух видов: неразборные и разборные. Неразборная колодка представляет собой брусочек специальной твердой резины с резьбовым или гладким металлическим штырем для закрепления в тормозном рычаге, которая соприкасается с ободом или диском и осуществляет торможение. Разборная, или картриджная, колодка - это металлическая кюветка со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш.
* Контактная педаль, контакты
Педаль со встроенным механизмом фиксации ноги. Требует использования специальных велотуфлей, вставляющихся шипами на подошве в такую педаль. Контактные педали различаются по стандартам.
* Конус подшипника
Деталь в виде усеченного полого конуса, которая прижимает шарики насыпного подшипника. Требует регулярного осмотра и своевременной замены.
* Крыло, щиток
Изогнутая пластиковая или металлическая полоса, крепящаяся над колесом. Служит для защиты байка и байкера от грязи и брызг. Лосить
1. Передвигаться с большой скоростью по труднопроходимым дорогам, а также в отсутствие оных.
2. Затрачивать большое количество энергии для преодоления расстояний.
* Лошпед
Нехорошее слово. Употребляется некультурными людьми с преувеличенным мнением о собственной персоне применительно к велосипедисту-новичку на дешевом велосипеде.
* Манетка, шифтер
Устройство для переключения скоростей на велосипеде. Изменение положения рычажка на манетке приводит к ослаблению или натяжению троса переключателя. Таким образом, изменяется положение переключателя и цепь перебрасывается на другие звездочки. Существует несколько отличающихся друг от друга типов манеток:
o Однорычажные, т.н. фрикционные, – использовались на многоскоростных (до 10 передач) велосипедах до 80-90х годов. Могли располагаться на руле и на раме. Не имели фиксированного положения рычажка, что при отсутствии опыта делало затруднительным быстрое и четкое переключение передач.
o Однорычажные, с фиксацией положения тросов, – появились на байках 90х годов. Манетки крепились на руле и обеспечивали все прелести пошагового переключения передач в условиях увеличившегося их числа. На некоторых моделях сохранялась возможность отключения пошагового режима непосредственно "на ходу".
o Двухрычажные - наиболее распространенный вид механизмов переключения передач на велосипеде в последнее время. Представляют собой крепящийся на руль блок с храповым механизмом и двумя рычажками, один из которых отвечает за ослабление троса, ведущего к переключателю, и, соответственно, за переброс цепи на меньшие по диаметру звездочки; другой рычажок при переключении на следующую ступень трос натягивает, перебрасывая цепь на бОльшие по диаметру шестеренки. Эта схема верна для переключателей с прямым ходом. Задний переключатель с обратным ходом работает с точностью до наоборот. Он вместо тросика имеет жесткую стальную проволоку и сплошную "рубашку", работающую на растяжение.
o Типа грипшифт. Имеют вид вращающейся ручки. См. Грипшифт
o Еще одним типом манеток являются Моноблоки, или Комбо-манетки, совмещенные с тормозными ручками.

* Матрас

Покатушка или поход пониженной категории сложности с целью как можно меньше проехать на велосипеде. Разновидность - Матрас с 5 звездочками. Обычно встречается при недостаточной квалификации руководителя, плохой организации и недисциплинированности участников, возникновении форс-мажорных погодных условий, плохой проработке информации о местности и протяженности маршрута, а также при стремлении организаторов позиционировать маршрут менее сложным, чем в действительности.
* Монтажка, монтажки
Пластмассовая или металлическая лопаточка для безопасного для покрышки и камеры снятия/надевания покрышки на обод. Обычно используются 2 монтажки одновременно. Вместо М. может использоваться ложка (стальная).
* Мыргалка, маячок, задний габарит
Маленький красный фонарик, работающий в режиме мигания. Крепится на подседельный штырь, велорюкзак, поясную сумку и т.д. для улучшения заметности байкера сзади.
* Наконечник троса
Колпачок из мягкого металла, который закрепляется на конце троса для предотвращения его расплетания.
* Ниппель
1. Гайка, крепящая спицу к ободу колеса. Затягивание ниппеля способствует натяжению спицы. 2. Устройство, запирающее воздух в камере. См. Вентиль.
* Обод
Часть колеса, на которую устанавливается шина. Наружная часть обода может служить рабочей тормозной поверхностью. Может быть одинарным или двойным, имеющим дополнительные элементы и ребра жесткости внутри. У пистонированного обода спицевые ниппели укреплены специальными трубочками, пистонами.
* Обойма подшипника, сепаратор
Металлическая круглая жестянка с загнутыми лепестками, между которых помещаются шарики подшипника. Обычно разбивается очень быстро.
* Оболочка тросика, рубашка
Пластиковая трубочка с металлическим армированием, закрепленная на раме, через которую проходят тросики. Тормозная рубашка имеет армирование спиральное, рубашка тросиков переключения скоростей – из проволочек во всю длину. Испытывают нагрузки "на сжатие". Для заднего переключателя с обратным ходом рубашка имеет запрессованные втулки крепления на манетку и переключатель, т.к. работает "на растяжение".
* Односкоростной велосипед, моноспид
Велосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач.
* Орех
Деталь задней втулки (под кассету), в которой расположен механизм, препятствующий холостому вращению педалей.
* Ось
Центральная часть подшипникового узла, на которую устанавливаются конусы подшипников с контргайками и соответствующий узел (втулка колеса, шатуны каретки). Сама ось опирается (посредством шариков) на чашку подшипника. С помощью оси весь узел крепится на раме. Ось есть и в ролике переключателя. Ею является винт, с помощью которого ролик крепится в рамке переключателя.
* Передача
Передаточное число привода - соотношение числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.
* Переднеподвес
Велосипед с амортизационной вилкой.
* Переключатель, переклюк, суппорт, дерайлер
Механизм, перебрасывающий цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Бывает передний, для системы, и задний, для кассеты. Бывает с прямой и обратной тягой.
* Переспицовка
Полная переборка спиц колеса без разборки втулки.
* Перо
Трубка, соединяющая каретку с подседельной стойкой (в случае пера задней вилки). В районе каретки обычно имеет овальную форму. О перьях вилки чаще говорят как о «ногах» или «штанах».
* Петух
Деталь причудливой формы, которая крепит задний переключатель на раме. Может быть выполнен отдельно или являться составной частью рамы. Отвечает за вертикальное расположение заднего переключателя. Гнутый петух – одна из причин плохого переключения. Ломаный петух превращает многоскоростной велосипед в односкоростной, а если нет выжимки, то и в самокат.
* Пилить
Медленно и нудно передвигаться по монотонной дороге с максимально возможной для едущих скоростью. Как правило, это дорога - прямая, на ней небольшие подъёмы, часто присутствует встречный ветер.
* Пин
Штырь или заклепка, соединяющая звенья цепи Подвеска см. Амортизатор
* Подседельная труба
Труба рамы, в которую вставляется подседельный штырь. Подседельный штырь, подседельник Трубка, вставляемая в подседельную трубу рамы, на которой закрепляется седло.
* Подшипник
Основное назначение подшипника - уменьшать трение вращающихся деталей друг о друга. В велосипедах применяют как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Подшипники качения состоят из двух поверхностей, между которыми находятся стальные шарики. В байкерской среде разделяют:
o конусные, или насыпные, подшипники. Они представляют собой чашку, которой может являться тело втулки, педали, насыпанные шарики определенного диаметра, числом на один меньше, чем могло бы поместиться, и конусную гайку, шарики прижимающую. Иногда шарики вставлены в сепаратор, который увеличивает нагрузку на шарики (так как уменьшает их число в подшипнике) и радостно разбивается за непродолжительное время. Конусный подшипник поддается ремонту и регулировке, в отличие от так называемого промышленного.
o промподшипник представляет собой кольцо, диаметром соответствующее месту применения, состоящее из двух скрепленных между собой обойм с запрессованными шариками. Иногда имеет защиту от грязи и влаги. Неремонтопригоден, не поддается настройке. К промподшипникам можно отнести неразборную каретку – картридж. Существует мнение, что во втулках лучше применять насыпные подшипники. Подшипники присутствуют также в трещотке (орехе), в роликах заднего переключателя, в манетках, и, конечно же, в цепи.
* Покатушка
Однодневный выезд на велосипеде. Не имеет стандартов по скорости, расстоянию, количеству участников и перекусов.
* Покрышка
Внешняя часть колеса, защищающая камеру от наружных механических воздействий. Покрышки имеет различный рисунок-насечку, т.н. протектор. Основной принцип классификации покрышек - по рисунку протектора. Выделяют "злую" резину, полуслики и слики. Покрышку со стершимся рисунком называют "лысой". Покрышки могут быть разнорисуночными для переднего и заднего колеса, а также иметь направление движения, указанное на боковой поверхности стрелочкой.
* Поливать
Ехать очень быстро.
* Полуслик
Покрышка с гладким по центру и зубастым по краям протектором.
* Привод
Механизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда. Включает в себя педали, шатуны, систему, каретку, цепь, передние и задние звезды.
* Протектор
Часть покрышки, непосредственно контактирующая с дорогой. Рисунок протектора также определяет ходовые свойства покрышки и область ее применения.
* Профилированная звезда
Шестеренка, некоторые зубья которой отличаются от других по толщине и по ширине. Это улучшает способность цепи переключаться со звезды на звезду. Профилированная звезда не значит «испорченная»! У изношенной звезды, в отличие от профилированной, все зубья сточены одинаково по толщине и по ширине.
* Пружинка трещотки
Деталь трещотки или ореха – кольцо с разрывом из пружинной проволоки, установленная внутри храпового механизма. Назначение пружинки - подпирать «собачки» и загонять их в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки.
* Пружинная вилка
Передняя вилка, в которой колебания колеса отрабатываются стальными пружинами, расположенными в одной или двух ногах (перьях) вилки.
* Пыльник
Деталь, которая насаживается на ось втулки или каретки с целью закрыть щель вокруг подшипника и защитить его от пыли и грязи. Яркие пыльники на дешевых китайских велосипедах выполняют чисто декоративную функцию.
* Радиальное биение См. Биение.
* Рамка переключателя
Две пластины переключателя, примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь. У заднего переключателя между пластинами установлены ролики.
* Рога
Металлические или пластиковые стержни, надевающиеся на концы руля. Могут быть прямыми и изогнутыми. Позволяют велосипедисту менять положение рук.
* Рукоятка тормозная, тормозная ручка
Механизм, служащий для натяжения тормозного троса. Располагаются на руле.
* Рулевая колонка
Рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.
* Рулевая труба, головная стойка, рулевой стакан.
Самая короткая труба «флюзеляжа» байка. Соединяет верхнюю и нижнюю трубы рамы. В головной стойке крепится передняя вилка. У части современных велосипедов верхняя и нижняя трубы рамы сходятся и сварены у рулевого стакана.
* Руль
Горизонтальная трубка прямой или изогнутой формы, служащая для управления передним колесом (поворотов направо, налево и другие стороны). На руле размещены различные управляющие механизмы байка. Крепится к рулевому стержню посредством выноса.
* Рычаг тормоза
Деталь ободного тормоза, которая крепится на перья рамы винтом и управляется с помощью троса. В рычаге закрепляются тормозные колодки, осуществляющие торможение.
* Седло
Место для пятой точки. Седла различаются по ширине, длине носика, мягкости, использованным в производстве материалам. Некоторые специализированные велосипеды, например, для триала, вообще обходятся без этого архаичного пережитка.
* Система
Передние звездочки велосипеда.
* Ситибайк
Городской велосипед.
* Складной велосипед
Велосипед, у которого труба(ы) рамы имеет шарнирное соединение. Поэтому велосипед может быть сложен "пополам". Верхней трубы у такого велосипеда обычно нет, или она тоже имеет шарнир.
* Скорость
Звездочка, на которой стоит цепь. То же, что и «передача» велосипеда.
* Слик
Покрышка с гладким протектором.
* Смазка
Общее название различных видов масел, применяемых в узлах велосипеда для уменьшения трения. Смазки можно разделить по консистенции на жидкие и густые, по наличию дополнительных включений на литиевые, графитовые, и т.д. Каждая группа узлов велосипеда требует применения своего типа смазки.
* Собачка трещотки
Маленькая металлическая деталь внутри храпового механизма трещотки, имеющая вид флажка. Допускает вращение трещотки в одном направлении, и блокирует его вращение в обратном.
* Софттейл («мягкий хвост»)
Велосипед с передней амортизационной вилкой и специальной изогнутой конструкцией заднего треугольника.
* Спица
Металлический штырь, соединяющий втулку колеса с его ободом. На одном исправном колесе их обычно несколько – от 12 до 71.
* Сталь
Материал для изготовления рам. «Стальной» - велосипед, рама которого изготовлена из стали.
* Столик
Приспособление, крепящееся на руль. Состоит из ноги (ног) и полочки. Позволяет положить на него карту, легенду для сопоставления реального движения с выбранным маршрутом.
* Стяжка
Тесемка, стропа, резинка, с помощь которой закрепляются штаны у щиколотки.
* Суппер, натяжитель
Механизм, обеспечивающий постоянство натяжения цепи многоскоростного велосипеда. Представляет собой рамку с двумя роликами. Является частью заднего переключателя.
* Съемник
Особый вид инструмента, позволяющий снять задние звездочки, шатуны, или вывинтить каретку. Для этих целей используются разные съемники, отличающиеся по виду и устройству.
* Тандем
Тип велосипеда для нескольких седоков, чаще для двоих. Обычно имеет один механизм переключения передач, мощные тормоза, две каретки и две цепи. КПД тандема значительно выше, чем у обычного велосипеда. Но и падать приходится тоже вместе…
* Титан
Материал, из которого делают рамы. Велосипед, собранный на раме из титана.
* Трансмиссия
Все узлы и детали велосипеда, отвечающие за передачу механической энергии во вращательное движение заднего колеса. Сюда включаются каретка, кривошипно-шатунный механизм, где шатунами являются ноги велосипедиста, а кривошипами – шатуны каретки, цепь, задние звездочки, а также передний и задний переключатели. Трещотка Механизм свободного хода заднего колеса.
* Тросик
Металлический плетеный трос, с помощью которого приводятся в действие рычаги тормоза и переключатели цепи.
* Туклипсы
Часть педали, состоящая из скобы и ремешка. Обеспечивает прочный контакт ноги велосипедиста с педалью. Дальнейшим развитием туклипсов стала контактная педаль.
* Узел
Комплект деталей, образующих некоторое функциональное единство (втулка с подшипниками, каретка, набор звезд с шатунами, кассета или трещотка и пр.).
* Унитазный скотч
Двустороннеклейкая лента на матерчатой основе. Используется для монтажа сантехники и проклейки внутренней поверхности покрышки. Продается в хозяйственных магазинах.
* Упругий элемент
Узел подвески, рассеивающий колебания. Бывает эластомерный, пружинный и пневматический.
* Фара
Элемент электрооборудования велосипеда. Устанавливается так, чтобы светить вперед на дорогу перед велосипедом.
* Фланец
Ободок втулки с дырочками для закрепления спиц.
* Хардтейл («жесткий хвост»)
Велосипед без заднего амортизатора.
* Хомут
Вид крепежа. Представляет собой кольцевую металлическую или пластмассовую полоску, концы которой стягиваются винтом с гайкой. Хомутиками могут крепиться велокомпьютер на руль, датчик на перо вилки. Зажим подседельного штыря тоже можно рассматривать как хомут.
* Хромомолибден, хромоль
Легированная сталь, из которой делают рамы. Велосипед, собранный на раме из хромомолибдена.
* Центровка
1. Устранение отклонений обода относительно осевого и радиального центров втулки колеса. Выполняется при помощи регулировки натяжения спиц.
2. Регулировка положения тормозного механизма, при котором тормозные колодки располагаются на одинаковом расстоянии от обода.
* Чашка подшипника
Деталь подшипника, на которую опираются шарики. Чашки бывают впрессованные в раму, втулку, и ввинченные, как в некоторых каретках. На внутренней поверхности чашки находится небольшое кольцевое углубление - беговая дорожка шариков.
* Шайба
Деталь резьбового крепежа. Обыкновенная шайба представляет собой небольшое плоское кольцо. Она предназначена для обеспечения нужной опорной поверхности для гайки или головки винта. Бывают шайбы в виде разрезанного кольца – подпружиненные, или гровер.
* Шатун
Деталь, соединяющая вал каретки и ось педали.
* Шиться, штопаться
Зашивать рванувшую, или больную грыжей покрышку по боковой поверхности 8-образным швом. После прошивания больное место требует дополнительной заклейки штатными заплатками, или Унитазным скотчем. См. Грыжа, Унитазный скотч.
* Шиповка, шипы
Специальная покрышка для езды зимой. Металлические стерженьки вживлены в протектор покрышки несколькими рядами, что обеспечивает лучше сцепление с обледенелой дорогой и повышение управляемости. Велосипедные покрышки довольно редко шипуются народными умельцами, в отличие от автомобильных. Основная масса используемых шипованных покрышек - фабричного производства.
* Штаны
1. Специальный велосипедный рюкзак, крепящийся на багажник. Похож на обрезанные джинсы с клапаном сверху. Может иметь различный полезный объем, от 35 до 95 литров, состоять из одной или нескольких частей. Хороший велорюкзак-«штаны» крепится на багажник одной-двумя стропами, имеет сзади крепеж для пенки или палатки, большие наружные карманы и оснащен большим количеством катафотов. 2. Наружная часть ног передней амортизационной вилки.
* Шлем, шлемак
Специальная каска на голову. Защищает этот важную часть человека от возможных травм. Может закрывать только верхнюю половину головы, или все лицо. Такой шлем похож на мотоциклетный и называется «фуллфейс». Нижняя часть «фуллфейса» может крепиться отдельно. См. Вставная челюсть.
* Щиток
Вариант крыла. Крепится на нижнюю трубу рамы.
* Эксцентрик
Механизм, обеспечивающий быстрое разъединение узла без применения инструментов.
* Эластомер, ластик
Упругий элемент на основе синтетического материала (MCU).
* Яйцо См. Биение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя