Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Отчеты, рассказы, байки - любые ЗАКОНЧЕННЫЕ формы повествовательного жанра, посвященные велосипеду и путешествиям на нем. Короткие импровизации пишите в Наше Общение.
Ответить
Аватара пользователя
DeadMorose
Гуру
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 13:01
Велосипед: GT OUTPOST CrMo,планетарный MONGOOSE CROSSWAY, FAT
Откуда: Томск, Шарики
Контактная информация:

Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение DeadMorose »

Поездка от 08.07.2018.

Участники:
командир экипажа, первый пилот, штурман, бортмеханик -Dead Morose
второй пилот, костровой, купальщик и нянька, а также (немного) халтурщик - Светлана (7 лет)

Цель поездки:
1. Встретиться с группой на водопаде, стартовавшей из г.Тайги в г.Томск.
2. Испить целебной воды божественного источника - Иткаринского водопада.
3. Пощупать сибирский баобаб.
4. Найти челдонские захоронения.
5. Много купаться и есть.

К сожалению, по ряду причин, о которых будет рассказано ниже, не все пункты поставленных задач были выполнены.

Пройденное расстояние (в седле и пешком) — 84,120км.
Средняя скорость — 10,2км/ч
Максимальная скорость — 35,5 км/ч
Трек «туда» по ссылке https://www.gpsies.com/map.do?fileId=nsmntdlqhrvwhdmg
Трек обратно не записывался, маршрут был немного изменен.

Про Иткару я слышал с детства, но никогда побывать там в том возрасте не получилось, хотя с левого берега Томи поселение это наблюдать удавалось (район с.Томилово). Однако, позже выяснилось, что это был Сосновый Острог.
По официальным данным, Иткара была основана в 1648 году сыном боярским Юрием Ярловским и пашенным крестьянином Фролом Фроловым, что сразу наводит на мысль, что здесь что-то не так, ибо слово «ит кара» - тюркское и означает оно (дословно) «собака черная». Причем здесь черная собака, да еще в тюркском исполнении, в названии русского поселения, остается загадкой, хотя, скорее всего, мы имеем дело с масштабной фальсификацией истории Сибири, но эта, весьма интересная тема, выходит за пределы данного повествования.
Осуществить свою давнюю мечту - посетить Иткару и Иткаринский водопад удалось только в 2014 году и то, со второй попытки (1-я попытка была с группой Велотомска через Сосновый Острог полями с ориентированием по бумажной карте). Был взят отгул и путь из Ленинского в Иткару, после блужданий по полям, был найден и на обратном пути записан трек.
Прошло 4 года, подросло молодое поколение и поездку решено было повторить вдвоем с дочкой, благо есть прицеп-ранебаут к велосипеду-тягачу. Поводом поездки послужило то, что группа томских велосипедистов стартовала из г.Тайги в г.Томск с заездом в Иткару. Сомнения были отброшены, велосипеды и рюкзак-велоштаны были собраны! Решено было стартовать из Томска навстречу основной группе и встретиться на водопаде. Обратно, по возможности, идти вместе.
Чтоб сократить время и не мучить длительным переходом второго пилота, решено было малоинтересный асфальтовый участок до с.Ярское проехать на автомобиле, а далее пересесть на мускульное транспортное средство. Учитывая то, что наш маршрут был короче на 20 км, чем маршрут из Тайги, решено было стартануть в 9.00 с Камня-Бойца, что и было осуществлено в 9.15.
Ехать было не тяжело. Дул легкий встречный ветерок, который приятно охлаждал. Два оврага за Ярским были преодолены пешком (изначально была договоренность со вторым пилотом - крутые подъемы и тягуны проходить пешком). После второго оврага проскочили нужный свёрток и укатили в сторону Косогорово. Вовремя спохватился, что пейзаж начал меняться. Сверились с навигатором. Да, едем в Косогорово. Впрочем, проехать можно и там и, скорее всего, даже на автомобиле. На карте обозначен брод...или мост....хз. Развернулись и вскоре нашли нужный сверток в поля к Аникину камню. Дорога начала зарастать и было понятно, почему. В низине было болото и мешанина из грязи. Преодолеваем пешком. Теряем в болоте велообувь второго пилота. К счастью, обувь была найдена. Продолжаем путь по полю, наслаждаясь красивыми видами и рекой на горизонте. Дорога идет под уклон, едется легко. Быстро доезжаем до развилки «Аникин камень — Усть-Сосновка». Спускаемся в овраг к реке Шумихе - природной границе Кемеровской и Томской областей. Не спешиваясь, пересекаем реку, сидя в седле. Далее начинаются грязевые ванны. Но сцепка идет уверенно, рассекая грязь. Видать, в Кемеровской области недавно прошли дожди. Замечаю не очень свежий след от велосипеда. Возможно, это днем ранее проехали Володя Arc и Светлана.
Заключительный спуск и — вот дорога к бродам через реку Сосновка. На этой реке их два. Один справа — он глубокий и автомобили по нему уже не ездят, но там хорошо искупаться. Другой — чуть левее. Он мелкий, по нему ходит автотранспорт, причем, в сухую погоду по невысокой воде, пройдет любая легковушка. Решаем не испытывать судьбу и спешиваемся. Переходим брод по дуге, где помельче. Вода едва достает кареточного узла велосипеда. Во, дела! А мы тут не одни! На противоположном берегу стоит спешившийся молодой человек с велосипедом и небольшим рюкзачком. Интересуется, как лучше перейти реку. Показываем. Молодой человек, оказывается, осуществляет круговой маршрут-марафон Томск-Юрга (правым берегом) — Томск (левым берегом) с заездом на Иткаринский водопад. Сам он лишь недавно живет в г.Томске, родом из г.Барнаула. Забегая вперед скажу, что следов его, по дороге в Иткару, мы не обнаружили.
Немного отдохнув, выдвигаемся в путь. Путь наш лежит до большого совхоза «Ленинский» - административного центра Ленинского сельского поселения, в который входит и Иткара. До Юрт-Константиновых доезжаем довольно быстро, всего-то 2 км 😊 . Много ранее, это были 2 деревни, которые, впоследствии, разрастаясь, слились в одну. Не заезжая в Юрты, на развилке уходим в сторону Ленинского. Тут же начинается длинный, растянувшийся километров на пять тягун. Часть проезжаем в седле. Наиболее крутой участок проходим пешком. За поворотом дороги тягун заканчивается и идет довольно длинный спуск. Вскоре мы оказываемся в Ленинском. Ранее приходилось бывать в этом большом сельском поселении, поэтому сразу движемся к магазину, который расположен с торца сельсовета. Там же небольшая детская площадка — радость для второго пилота. Затарившись морожкой и газировкой «Трахун», решили перекусить и отдохнуть. Тут же нас обступают местные ребятишки, добрые и наивные. Их очень заинтересовал наш ранебаут. Такого они ранее точно не видели! Посыпались вопросы: «Вы откуда?» «Куда?» «Вы путешественники?» «А где ваша мама?»
Время поджимает. Надо двигаться дальше. Спрашиваю у продавщицы про грунтовку до Иткары вдоль ЛЭП. Она меня огорошивает: «Нет дороги. Она заросла». Вот это да! Поехали обратно, т. к. известная мне дорога сворачивает с трассы в поля перед деревней. Встречаем всадника, он уверяет нас, что дорога по полю есть. Что ж, вперед! Едем по вполне накатанной дороге. Будучи весьма самоуверенным, даже не загружаю в навик трек, и так найдем! Едем довольно долго, практически, не спешиваясь, а нужной ЛЭП всё нет и нет. Более того, появляется другая высоковольтная ЛЭП, которая заставляет меня нервничать, ведь я вспоминаю, что именно под этой ЛЭП я плутал, когда искал дорогу полями. Ехать становится тяжело. На дороге утоптанная засохшая трава. Колеса тягача и прицепа утопают, мешая продвижению вперед. Доезжаем до развилки. Более накатанная дорога уходит вправо. Ясно, что нам надо ехать не по ней. Она идет в сторону Соснового Острога. Начинаю понимать, что заблудились. Проехав еще немного, услышали звук работающих в лесу бензопил. Вот и трактор с прицепом виднеется за деревьями. Оставляю велосипеды и иду к людям. За трактором стоит еще и «копейка»-фургон. Рядом снует мальчик лет 10-ти в энцефалитке. «Взрослые есть?» - спрашиваю. Ага, есть! За автомобилем. Развалившись на травке сидит мужичок пенсионного возраста. Все его внимание сосредоточено на стакашке с самогонкой, который он бережно поднес к своим устам. Увидев меня, нехотя поставил стакан и спросил, куда путь держим. Услышав пункт назначения, глубоко вздохнул и сказал: «На Иткару тут пути нет! Возвращайтесь или назад, или пройдите по полю, затем низину с речкой, из которой можно попить, умыться, еще раз по полю и выйдете к нужной вам ЛЭП». К сожалению, послушались его совета, перешли поле по высоченной траве. Дальше была низина с валежником и мангровыми зарослями. Тащить велопоезд не представлялось возможным. Самое неприятное, там же был мной подцеплен клещ, который был обнаружен ползающим только на водопаде. Был успешно снят и зажарен на костре. Чтоб не терять много времени и сил, решил пробежаться вдоль низины и найти путь ее перехода. Провалившись в болото, пониманию, не пройти. Возвращаемся назад на дорогу. Путь по полю обратно оказался во сто крат труднее, но мы вышли. Под яростными атаками лесных пидомух и паутов, присаживаемся в тень. Всё-таки загружаю трек в навик и вижу, что уходить с текущей дороги в сторону надо было там, где шло ответвление на Сосновый Острог. Жаль потерянного времени и сил, которых ушло не мало. Звонит телефон. Это Наташа. Спрашивает, как далеко мы от цели. Обрадовать не чем, мы вынуждены потерять более часа. Решаем, что ждать нас не надо, тем более группа собирается, при помощи мачете и такой-то матери, прокладывать себе путь по берегу Томи до Соснового Острога.
Теперь мы не спешим. Едем обратно и морально готовимся вернуться ни с чем. Попытка, увы не удалась....Накатанного свёртка в сторону не наблюдается. И тут я замечаю, что в нужном направлении недавно прошла машина — трава примята. Достаю навик. Ага! Что-то похожее! Оставляю велосипеды и второго пилота и иду на разведку. Дорога медленно-медленно проявляется из травы и, наконец, переходит в обычную заросшую дорогу. Сверившись с треком и убедившись, что это то, что нам нужно, бегом возвращаюсь обратно. Подбодрив второго пилота, и скормив ему батончик, сворачиваем и налегаем на педали. Проехав совсем немного, видим...вот она, нужная нам ЛЭП! Выезжаем на грунтовку «Ленинский-Иткара». Разочарованию нет предела! Дорога и вправду заросла, превратившись из прекрасного грунтового автобана в заросшую 2-х колейную тропу. Дорога идет под уклон, поэтому ехать не затруднительно, но и не быстро, т. к. перед тем, как дорога заросла, ее хорошо разбили с/х техникой и автомобилями. Открывается красивый вид на реку. С левой стороны глубокий овраг, на склоне которого густой кедровник. С другой стороны — сосновый бор. Перед деревней дорога хоть и накатана, но очень уж разбита. Спускаемся по крутому спуску в деревню. Остается не более 2 км. Второй пилот говорит, мол, наф. нам этот водопад, едем сразу купаться! Не-не! Сначала испить минеральную воду! Вдоль реки преодолеваем последние метры и ..вот он — Иткаринский водопад! Народу-никого. Так же стоит столик, но лавки уже нет, несознательные элементы пустили ее, по-видимому, на дрова. Какая же вкусная вода после обезвоживания и нарушения солевого баланса в организме!
Из сухого горючего разводим костер. Дров по близости уже давно нет. Вот, даже лавку сожгли. Виды тут, поистине, прекрасные, особенно правый берег вниз по течению реки. Осенью тут можно рисовать замечательные пейзажи! Нет-нет! Второй пилот настаивает на немедленном купании в реке. Что ж, едем на берег, купаемся, отдыхаем.. Благодать!
Взглянувна часы, с ужасом замечаю, что уже седьмой час вечера! А как же баобаб? А как же чудом сохранившиеся челдонские захоронения? Увы, нет времени. Вскакиваем в сёдла и берем обратный курс. Фонарей у нас нет, возвратиться надо по засветло. От Иткары довольно крутой, каменистый подъем. Его лучше пройти пешком, что мы и делаем. Далее поднимаемся в длинный тягун в седле. Подъезжая к свертку, с которого мы выехали на иткаринский грунт. Решаю выяснить, где берет свое начало ЛЭП. Проехав немного понимаю, почему дорога заросла — непролазная грязь, колеи. Далее въезжаем в лес. Ситуация еще хуже, некоторые места приходится проходить пешком. Тем не менее, с ЛЭП не уходим. Здесь же встречаем куда-то спешащую молодую женщину, которая нас ободряет: «До Ленинского менее 1 км». Поднажали и...вот окраина села, огороды, школьный автобус, МТС. Село довольно большое и чтоб по нему не плутать, догоняем местного байкера на ашане, который нам указывает путь к сельсовету. Разогнавшись по улице, разгоняем в стороны коров, собак и прочую живность, в том числе, и прямоходящую.
К сожалению, магазин оказался закрытым, поэтому отдыхаем и перекусываем тем, что у нас осталось. Светка решает устроить своим питомцам (2 пупса и одна неведомая зверушка, похожая на пингвина) праздник, усадив их на карусель на детской площадке и раскрутив их. Карусель небезопасна. Вместо одного сидения торчит огрызок трубы. Суровые ленинские дети! Увы случилась неприятность: Света оступившись упала и разодрала в кровь колено. Увидев, что огрызок трубы прошел в считанных см. от ее головы, кричу: «Замри, не шевелись!», а сам подскакиваю и одним рывком останавливаю карусель. Всё, развлечения закончены! Светка прыгает на одной ноге и уверяет меня, что ни идти, ни крутить педали теперь не сможет. Досада...Промываем рану и берем курс на Усть-Сосновку. Длинный, 5-ти километровый тягун превращается в такой же великолепный спуск. На одном дыхании проходим путь до Усть-Сосновки и форсируем реку. На берегу много велосипедных следов. Это прошли здесь недавно наши!
Путь до Ярского был ничем не примечательным, кроме интересного случая. Переходя через низинку с грязью (которую мы по пути на водопад проскочили поначалу) и поднявшись наверх, увидели двух молодых людей, подъехавших на легковом автомобиле. Их интересовал Аникин камень. Были уже конкретные сумерки. Что они собирались делать ночью на Камне — непонятно. Я им категорически не рекомендовал ехать через эту низину, а предложил скатать до Косогорово и попытаться там проехать. Т.к. они нас больше не опережали, скорее всего, так ими и было сделано. Мы же преодолели заключительные километры в достаточно быстром темпе, погрузились в автомобиль, в свете фар осмотрелись на наличие клещей и, не спеша, тронулись в Томск по асфальту.
Между Лучаново и Аникино догнали группу, стартовавшую из Тайги, с которой удалось встретиться только здесь. Поинтересовавшись, все ли в порядке и не нужна ли кому эвакуация, мы поехали дальше, т. к. задерживать группу в столь поздний час было нежелательно, ибо время приближалось уже к смене суток.
В 0.10 мы были дома. Уставшие, грязные по уши, но довольные!

Результат поездки.
Поездку можно считать удачной. Основная цель - посещение Иткаринского водопада, была достигнута.
Жаль, что не получилось состыковаться с тайгинской группой велосипедистов на водопаде.
Также не был осмотрен баобаб из-за лимита времени. Захоронения найти не удалось. Местные (скорее всего какие-нибудь дачники) сами не знают про это ничего, поэтому и спрашивать было бесполезно.
Второй пилот стойко перенес весь нелегкий путь. Однако, педалировал не более 30% всего пути, поэтому вся нагрузка легла на тягач. Оно и понятно. Если можно халтурить, то почему бы и нет? 😊
Тем не менее, отправляться в такой путь с ранебаутом нежелательно: большая масса конструкции, скорость заметно падает, особенно на подъемах и если второй пилот не помогает педалированием. Езда по разбитым грунтовкам осложняется еще и тем, что у велосипеда, особенно на малой скорости, плохая устойчивость. Прицеп болтает из стороны в сторону, из-за чего первому пилоту трудно удерживать траекторию движения. Это хороший вариант для ровных асфальтовых дорог при заездах на не очень большие расстояния.
Поездку надо обязательно повторить, осенью. Там будет очень красиво в теплый солнечный день. Так же надо все же попытаться разыскать древние захоронения. Всё это и будет целью следующей поездки к этому замечательному месту, древнему поселению на берегу Томи, Иткаре!

До новых встреч!

ЗЫ. Фото есть, но мало. Посмотреть можно по ссылке https://yadi.sk/d/TYK-t2h43Z6EeV
Услуги проволочно-вырезной эрозионной, фрезерной обработки
Контакты: +7 952 888 54 70
Аватара пользователя
motus
Гуру
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 18:16
Велосипед: Mongoose Tyax Expert 29"
Откуда: Россия
Контактная информация:

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение motus »

Виталя, вот почему ты с нами не ездишь? Были бы у нас отличные отчеты! Молодцы, хорошо скатались. Отчет отличный!
Аватара пользователя
Gvun
матрасник
Сообщения: 725
Зарегистрирован: 16 май 2011, 21:38
Велосипед: Бьянка кума, беленькая брюнетка.

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение Gvun »

ну да, а позвонить религия не позволила... пренебрегаем, значит, коллективом...
Аватара пользователя
DeadMorose
Гуру
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 13:01
Велосипед: GT OUTPOST CrMo,планетарный MONGOOSE CROSSWAY, FAT
Откуда: Томск, Шарики
Контактная информация:

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение DeadMorose »

motus писал(а): 13 июл 2018, 16:00 Виталя, вот почему ты с нами не ездишь?
Езжу же, просто очень редко, впрочем, как и вы :wink: Нынче, вот, не получилось с вами состыковаться в июне, застрял в полях в дождь.
ну да, а позвонить религия не позволила... пренебрегаем, значит, коллективом...
Дима, ни в коем случае, нет! Я помню наш разговор, собирались на Иткару на пару дней, а это разведка была :-)
Кстате, мож завтра на победу, на озеро, стартанем на 2 дня, если найдем, кто вещи доставит на место. Если нас простимулировать, 100% поедем :-) Поехали вместе!
Последний раз редактировалось DeadMorose 13 июл 2018, 18:27, всего редактировалось 1 раз.
Услуги проволочно-вырезной эрозионной, фрезерной обработки
Контакты: +7 952 888 54 70
sov
Корифей
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 13:07
Велосипед: GT Avalanch Comp
Откуда: Tomsk 2 мкр

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение sov »

Фу ты... показалось "пощупать сибирских баб"...
Мыкола Томский
Заглянувший
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 04 июн 2019, 11:49
Велосипед: Stark 26

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение Мыкола Томский »

интересно сколько в год по этим полям от Ленинского до Иткары велосипедистов дорогу ищет))))местные уже в голос гогочут)) меня загнали по лэпке на берег пришлось велосипед скидывать вниз, закрывать глаза и прыгать) Круто вы катаетесь со Светланой (7 лет)! моя дочь не знаю даже как бы отнеслась
Аватара пользователя
motus
Гуру
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 18:16
Велосипед: Mongoose Tyax Expert 29"
Откуда: Россия
Контактная информация:

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение motus »

Мыкола Томский писал(а): 24 июн 2019, 21:01 интересно сколько в год по этим полям от Ленинского до Иткары велосипедистов дорогу ищет))))местные уже в голос гогочут)) меня загнали по лэпке на берег пришлось велосипед скидывать вниз, закрывать глаза и прыгать) Круто вы катаетесь со Светланой (7 лет)! моя дочь не знаю даже как бы отнеслась
Ты бы хоть навигатор с собой взял чтоли!? )) Нормально там все проезжается, даже если заблудился.
Мыкола Томский
Заглянувший
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 04 июн 2019, 11:49
Велосипед: Stark 26

Re: Поездка в ИткАру на ИткАринский водопад полями-лесами тандемом

Сообщение Мыкола Томский »

Дык я и проехал
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей