В лето 2015 года Vels и Горностай предприняли путешествие в Кемеровскую область. Цель поездки – подробное знакомство с г. Кемерово, с посещением семи музеев и - посещение музея-заповедника Тюльберский городок.
Полагаю, что в столице Кузбасса многие из наших собратьев по велосипедному туризму бывали не раз. Тюльберский городок, в этом плане, гораздо менее известен.
Потому позволю себе описать только эту часть путешествия. Вдруг кому-нибудь захочется посетить этот музей?
Для справки: тюльберы – это коренная народность, относится к группе сибирских тюрков. Результат метисации шорцев и татар. К шорцам ближе.
Этноэкологический музей (Экомузей)-заповедник-Тюльберский городок Кемеровского муниципального района находится в 56 километрах к югу от города Кемерово, на правом берегу реки Томи. Место совершенно удивительное и красивое, поскольку находится на излучине Томи, как раз в том месте где река делает половинную петлю. Маршрут выглядит следующтм образом: от Кемерово до Елыкаево 26 км, асфальт, от Елыкаево до Старочервово – 18 км асфальт, от Старочервово до музея – грунтовая дорога – 12 км. Итого – 56 км.
На левой стороне Томи остаётся позади г. Кемерово
Еще 22 июля, по пути из Писаницы в Кемерово, мы, созвонились с Валерием Макаровичем Кимеевым, директором музея и договорились на 23 июля, но прогноз погоды нам подгадил. Кимеев, правда, успокаивал, мол, дождей особых нет, дорога укатанная, но мы решили дождаться гарантированного солнца. Проблема в том, что по имеющейся в сети информации, дорога от Старых Червей до Городка пролегает по лесу и полям и после дожей становится очень грязной и малопроходимой.
Но вот, 24 июля, погода устоялась и утром, мы выехали из Кемерово через Кузнецкий мост. Правда с утра было очень пасмурно, низкое небо, сильный туман, но прогноз обещал сухую погоду.
Трасса на Старочервово отличается довольно привередливым рельефом. Затяжные подъемы и длинные спуски. При этом тенденция к повышению преобладает.
Все спуски/подъёмы - 8%. Бывают конечно и 14%, но они, как правило, короткие. А эти – длинные, по 2-4 км.
На выезде из города и первые полтора десятка километров за городом - движение достаточно оживлённое. За Елыкаевской развязкой поток автомашин резко иссякает. Асфальт хороший, обочины - тоже.
В общем, не удивительно, что Кемеровские велосипедисты тренируются на этой трассе. В субботу утром, когда мы ехали обратно, нам встретилось много спортсменов велосипедистов-шоссейников. Причём ехали они не группой, а разрозненно. Особенно впечатлил одноногий велосипедист, у которого вместо левой голени - металлический протез. Он радостно поприветствовал нас и умчался вперёд на шоссейном велосипеде.
А вообще - логика Кемеровских дорог проста. Едешь на юг - будут пологие тягуны; как только дорога свернула и идет по надпойменной террасе - будет равнина; отвернет от реки или наткнется на притоки Томи – снова жди горки.
А еще там красиво. Очень. Поэтому, что в тех местах, вдоль трассы, много баз отдыха, детских оздоровительных лагерей и дачных городков.
И именно поэтому, в пятницу, на трассе было тише, чем в первую половину дня в субботу, когда люди ехали на дачи, на отдых, навещать детей в ДОЛ.
По пути, Горностай, пыталась мыльницей запечатлеть особенности нашей дороги, но снимки, сделанные на ней, не отражают особенностей рельефа.
Было ли просто? Не всегда. На каком-то из подъемов Горностай умудрилась прокусить сосок гидратора. Из него стала течь вода. Перспектива остаться без поилки ее не радовала. Но она сообразила, что делать. И в Елыкаево - ближайшем населенном пункте с аптеками, проблему решила. Купила обычную детскую соску «Сказка» за 20 рублей. Надела ее на сосок, срезала кончик - и гидратор заработал снова.
Елыкаево - село, которое в наши списки достопримечательностей попало благодаря Елыкаевскому Свято-Успенскому женскому монастырю и православному девичьему детскому дому. Основание села относят к 1800 году. Название оно получило по фамилии одного из первопоселенцев. В 1911 году в селе насчитывалось 85 дворов и 490 жителей, в 1920 — 153 двора и 882 жителя, в том числе и обрусевшие тюльберы, Баянской инородческой управы. В 2000 году - 2193 жителей. Елыкаево входило в Верхотомскую волость Кузнецкого уезда, с 1924 года — в составе Кемеровского района Кузнецкого края.
Итак, монастырь. Сто лет назад здесь была женская православная миссионерская община, и работа для нее была - местные жители – тюльберы-тюрки, были не мусульманами, так что их торопились обратить в христианскую веру.
Потом монастырь закрыли и новый отстроили только в постперестроечное время. О чем и гласит летопись монастыря http://elykaevo.prihod.ru/letopis_monas ... id/1136393....
При монастыре действует православный девичий детдом "Покров".
При въезде на территорию монастыря, встретивший нас батюшка, грозно поинтересовался, кто мы такие и что делаем на территории женского монастыря. Мы ответили, что являемся велопутешественниками и он, сменив гнев на милость, сказал, чтобы мы поставили вон там велосипеды и поднимались на второй этаж вон того здания, где как раз идёт богослужение. После этого, потеряв к нам всякий интерес – удалился. Он вероятно подумал, что мы православные христиане до мозга костей или чего хуже – паломники…Но нас богослужение не интересовало, а интересовал быт, распорядок дня и процесс воспитания девочек из монастырского детского дома. Поэтому мы начали бродить по территории монастыря в поисках информации, пока не увидели воспитанницу лет 13-14 занимавшуюся хозяйственными работами. Мы представились, познакомились, разговорились и попросили её провести экскурсию по монастырю. Она вначале отнекивалась, ссылаясь на занятость, но как известно – работа не волк, в лес не убежит и после недолгих уговоров согласилась. Ксюша, так звали нашу новую знакомую, поведала нам все секреты и тайны этого заведения.
В левом крыле располагаются детский дом, изолятор, трапезные.
Слева от ворот - храм, справа живут монахини. Рядом с храмом есть гостевые комнаты, есть и комната для причта. Там девочки часто смотрят фильмы.
Снова корпус для воспитанниц детдома Покров.
Михайло-Архангельский храм. Второй - в монастыре.
Серфим Саровский
Танцзал, а в непогоду – спортзал. Да, девочки обязательно изучают эти мирские дисциплины.
В настоящее время в Свято-Успенском женском монастыре 5 монахинь и 3 послушницы. 2 явно стары, 2 - около 40 лет. Настоятельницу зовут Михаила.
На сайте написано: "В нашем монастыре пребывают такие святыни:
список с Кикской иконы Божией Матери; мощи свят. Макария Алтайского, который благословил открытие прихода на нашем месте; мощи преп. Василия Площанского; мощи преп. Василиска Сибирского; камень от гроба Божьей Матери; камень от первого храма в Коринфе где проповедовал ап. Павел. Девочка показывала еще две иконы, писанные в Греции (находится в алтарной стене под иконой ап. Павла".
Монастырь обладает собственным хозяйством. Есть хоздвор, теплицы. Есть и детская площадка.
Наша экскурсовод произвела очень хорошее впечатление. Она не была ни елейно-набожной, ни нагловатой. Умная и воспитанная девочка.
Всего воспитанниц детского дома - 20 человек. Старшей 17, самой маленькой - 3 года.
Разумеется, воспитанницы бывают на всех церковных службах и изучают Закон Божий. Но учатся они в обычной светской школе, которая находится в поселке. Посещают кружки, Елыкаевскую Музыкальную и Художественные школы. По окончании 9 классов они выбирают профессию: настоятельница их благословляет на выбор. Могут идти в 10 класс. Могут – в училище. По словам Ксюши, выпускницы становятся медсестрами, журналистами. Ксюша хочет быть художником. Радует, что большинство девочек настроены на светскую жизнь.
В 18 лет, выпускницы уходят из монастыря, но есть традиция, что, если вдруг жизнь прижмет – их всегда приютят в монастыре и деньгами помогут. Деньги идут от благотворителей - среди них несколько раз вспомнили имя Опарина. Это главный спонсор. Занят в бизнесе. Ксюша называла его благодетелем.
Режим дня, в монастыре, нормальный. Есть летний вариант, есть осенне-зимне-весенний. Подъём во время каникул в 9 часов утра, умываются, молятся, бегают вокруг монастыря 5 кругов вместо зарядки, принимают душ. Убираются, потом свободное время, тихий час (2 часа). Работа на огороде не более часа. Катания на роликах, велосипедах и скейтах (на территории монастыре, в целях безопасности). Отбой между 10 и 11. В другое время года режим жестче - учатся. Своего врача нет. Врач приходящий, работает в поселковой поликлинике, а по совместительству приходит 1-2 раза в неделю для медосмотра, планирования прививок и т.д. Питаются, как положено детям - 5 раз в день. Ежедневно соки, фрукты и салаты из свежих овощей. Мало того, им часто покупают сладости и мороженое. Чтоб я так жил…
Посты не соблюдаются. Запрещено. Если даже кто-то из воспитанниц хочет поститься, то настоятельница не разрешает, а советует "поститься на язык" - то есть воздерживаться от ссор. Летом и в зимние каникулы, каждый год туристические поездки по миру. Ксения уже побывала в Питере, в Сочи, в Крыму и Греции.
Монастырь навещают важные гости - епископ, благотворители, губернатор А.Тулеев. И бывшие воспитанницы.
В общем, такая вот жизнь.
Ознакомившись с монастырем и прикупив продукты в местном магазине, мы продолжили свой путь. До Старочервово нам встретилось много детских оздоровительных учреждений. Они там на каждом шагу – идут подряд друг за другое, наверное, около десяти штук.
Фото: ДОЛ и центр реабилитации наркозависимых – на спуске к д. Ляпки.
На Старочервово
Старочервово
От Старочервово до Тюльберского городка, есть две дороги - верхняя, мимо кладбища и нижняя, мимо святого источника. Верхняя на 4 км. длиннее. Но она отсыпана гравием, и, наверно, жители дачного городка ей пользуются чаще. Мы поехали по нижней, более грязной, грунтовой, чтобы посетить святой источник и испить целебной чудодейственной водицы. Источник находится от поселка на расстоянии около километра.
Источник ухоженный, крытый. Чтобы набрать воды надо зайти в помещение и спуститься по лесенке в грот, где из трубы вытекает ключевая вода.
Мы пробыли на источнике около часа – пообедали, отдохнули.
За это время там не появилось ни одного человека. Только когда мы уже отъезжали, на дороге к источнику показалась женщина, везущая железный бидон на коляске.
Дорога от Источника до Городка по лесу и по полям
Когда мы приехали к дачному поселку, местные объяснили нам, где искать музей. В смысле, ткнули пальце в нужном направлении.
Ну, а мимо острожных башен и железных, решётчатых ворот, проехать весьма сложно.
Продолжение следует...
Тюльберский городок
- vels
- Корифей
- Сообщения: 528
- Зарегистрирован: 02 авг 2008, 19:45
- Велосипед: Найнер
- Откуда: г. Северск
- Контактная информация:
Re: Тюльберский городок
Музей, впрочем, не завершен, и некоторые вещи, обещанные картой, находятся в проекте или в процессе
В летних домиках во время практики живут студенты, помогающие в обустройстве музея. Охрана и обслуга живёт в капитальных жилых домах.
Есть водопровод, электричество. Сейчас база принадлежит КемГУ, там проходят практику историки, культработники и биологи. У последних - своя программа. Во время нашего посещения, студентов не было. Нас поселили в четырёхместном домике. Если бы мы знали, что здесь есть жильё и кухня с электрическими плитами и холодильниками, то мы бы поехали налегке, а все походные причиндалы оставили в Кемерово. Сразу скажу, что жить в этих домиках, пользоваться кухней и т.д. - удобно. Мылись же мы в реке, а не в сауне, потому как не было у нас в планах надолго задерживаться в Тюльберах. Счастье нежданное - Горностай познакомилась с самим Валерием Макаровичем Кимеевым, директором Тюльберского городка, бывшим директором Томской Писаницы. Кимеев В.М - советский и российский историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. доктор исторических наук, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета.
Создатель нового направления в российском музееведении (в мире это направление появилось во Франции, основатель Анри Ривьер) — экомузеология, целью которого является сохранения культуры аборигенов в естественной природной и социальной среде. Первыми экомузеями в Сибири стали, созданные В. М. Кимеевым — экомузей «Тазгол» (пос. Усть-Анзас Таштагольского района Кемеровской области), экомузей «Чолкой» (пос. Беково Беловского района Кемеровской области), экомузей «Калмаки» (пос. Юрты Константиновы Юргинского района Кемеровской области), экомузей «Ишим» (пос. Ишим Яйского района Кемеровской области), экомузей «Брюханово» (село Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области) и экомузей «Тюльберский городок» (пос. Городок Кемеровского района Кемеровской области). Автор и соавтор более 100 работ, в том числе книг «Шорцы. Кто они?», «Народы Кузбасса за 30 лет», «Касьминские чалдоны», «Православные храмы Кузбасса», «Экомузеология» и др. К поездке мы готовились с зимы. Мы нашли на сайте карту музея и Горностай ее пол-года изучала…
Кроме башен, на территории музея нашлись постройки, явно стилизованные под аутентику. Башни, обозначенные на плане, были не все. Музей еще не достроен.
Собственно, в музее две неравноценные части: реконструкция типичного сибирского острога - это хорошо, но острога то тут как раз и не было. Горностая больше волновала та часть, что на плане стоит под номером 2 – реконструкция тюльберского культового городища, датируемого примерно Х-XII веком н.э.
После того, как мы смыли в Томи пыль дорог, В.М. Кимеев пригласил нас на экскурсию по музею. Кстати, с территории музея к реке ведёт длинная и крутая металлическая лестница, т.к. правый берег Томи по обыкновению очень крут и высок. С археологической части музея вниз к реке, экскурсовод нам показал настоящий конный спуск к реке. Впечатляет. То, что это бывший конный спуск – догадка В.М. Кимеева. Кстати, после того как он нам озвучил эту догадку, мы сразу же поняли, что это не могло быть ничем иным как конным спуском.
Поскольку мы представились как музейные работники (что было верно только наполовину), экскурсия была построена соответственно и к тому же бесплатна. Показывая на плане то или иное строение, Валерий Макарович честно признавался, что части музея неравноценны для него.
Менее важна - реконструкция типового острога. В остроге интереснее всего - башни. Башни - сделаны по-честному. Брались исследования археологов, которые копали те или иные остроги, и по результатам реальных изысканий делались реконструкции. Например, Никольская башня - это башня Томского острога. В отличие от той, что стоит в Томске на Воскресенской горе - более аутентична.
Александровская - это Сосновский острог, который копал в 1997 году в том числе и сам Кимеев. Но часть деталей привнесены от сторожевой башни в Иркутске. А проездная
Борисоглебская - это отчасти Верхотомский острог, а отчасти - Кызымский. Что до Георгиевской - то это - Братский острог.
В Александровской башне интересная экспозиция - остроги Притомья, разные варианты изображений - от старых планов и чертежей до научных реконструкций.
На башню пускают полазить, чем мы не преминули воспользоваться. Она выходит на Томь и виды оттуда красивейшие. Башня эта очень высокая. О ее высоте можно судить по аэрофотосъемке... с башни.
Заселение русской части острога еще впереди. Пока по-настоящему создана только казачья караульная изба и упомянутые башни. В избе интерьер воссоздан, и сама она красива. Есть еще Аманатская юрта - для содержания заложников-аманатов. По правде сказать, выглядит холодноватой. Даже на те непритязательные времена.
Аманатская И аманат...
Археолого-этнографическая экспозиция в павильоне: дань представлению, что музей должен иметь экспонаты в шкафах и находиться под крышей. Довольно неплохая коллекция, представлена стандартно, но это разве плохо? Интерьеры музея Казачья изба переделана из капитальной избы дачного городка. Но выглядит старинной. На столе стоит фамильная бутылка Кимева.
Продолжение следует...
Несколько слов о материальной базе музея. Некогда здесь располагалась база отдыха "Энергетик". Для нее построили павильоны, кухни, жилые дома и летние домики. И главное, сохранили средневековый памятник. Хотя поначалу приняли вал городища за окопы времен Гражданской войны. В летних домиках во время практики живут студенты, помогающие в обустройстве музея. Охрана и обслуга живёт в капитальных жилых домах.
Есть водопровод, электричество. Сейчас база принадлежит КемГУ, там проходят практику историки, культработники и биологи. У последних - своя программа. Во время нашего посещения, студентов не было. Нас поселили в четырёхместном домике. Если бы мы знали, что здесь есть жильё и кухня с электрическими плитами и холодильниками, то мы бы поехали налегке, а все походные причиндалы оставили в Кемерово. Сразу скажу, что жить в этих домиках, пользоваться кухней и т.д. - удобно. Мылись же мы в реке, а не в сауне, потому как не было у нас в планах надолго задерживаться в Тюльберах. Счастье нежданное - Горностай познакомилась с самим Валерием Макаровичем Кимеевым, директором Тюльберского городка, бывшим директором Томской Писаницы. Кимеев В.М - советский и российский историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. доктор исторических наук, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета.
Создатель нового направления в российском музееведении (в мире это направление появилось во Франции, основатель Анри Ривьер) — экомузеология, целью которого является сохранения культуры аборигенов в естественной природной и социальной среде. Первыми экомузеями в Сибири стали, созданные В. М. Кимеевым — экомузей «Тазгол» (пос. Усть-Анзас Таштагольского района Кемеровской области), экомузей «Чолкой» (пос. Беково Беловского района Кемеровской области), экомузей «Калмаки» (пос. Юрты Константиновы Юргинского района Кемеровской области), экомузей «Ишим» (пос. Ишим Яйского района Кемеровской области), экомузей «Брюханово» (село Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области) и экомузей «Тюльберский городок» (пос. Городок Кемеровского района Кемеровской области). Автор и соавтор более 100 работ, в том числе книг «Шорцы. Кто они?», «Народы Кузбасса за 30 лет», «Касьминские чалдоны», «Православные храмы Кузбасса», «Экомузеология» и др. К поездке мы готовились с зимы. Мы нашли на сайте карту музея и Горностай ее пол-года изучала…
Кроме башен, на территории музея нашлись постройки, явно стилизованные под аутентику. Башни, обозначенные на плане, были не все. Музей еще не достроен.
Собственно, в музее две неравноценные части: реконструкция типичного сибирского острога - это хорошо, но острога то тут как раз и не было. Горностая больше волновала та часть, что на плане стоит под номером 2 – реконструкция тюльберского культового городища, датируемого примерно Х-XII веком н.э.
После того, как мы смыли в Томи пыль дорог, В.М. Кимеев пригласил нас на экскурсию по музею. Кстати, с территории музея к реке ведёт длинная и крутая металлическая лестница, т.к. правый берег Томи по обыкновению очень крут и высок. С археологической части музея вниз к реке, экскурсовод нам показал настоящий конный спуск к реке. Впечатляет. То, что это бывший конный спуск – догадка В.М. Кимеева. Кстати, после того как он нам озвучил эту догадку, мы сразу же поняли, что это не могло быть ничем иным как конным спуском.
Поскольку мы представились как музейные работники (что было верно только наполовину), экскурсия была построена соответственно и к тому же бесплатна. Показывая на плане то или иное строение, Валерий Макарович честно признавался, что части музея неравноценны для него.
Менее важна - реконструкция типового острога. В остроге интереснее всего - башни. Башни - сделаны по-честному. Брались исследования археологов, которые копали те или иные остроги, и по результатам реальных изысканий делались реконструкции. Например, Никольская башня - это башня Томского острога. В отличие от той, что стоит в Томске на Воскресенской горе - более аутентична.
Александровская - это Сосновский острог, который копал в 1997 году в том числе и сам Кимеев. Но часть деталей привнесены от сторожевой башни в Иркутске. А проездная
Борисоглебская - это отчасти Верхотомский острог, а отчасти - Кызымский. Что до Георгиевской - то это - Братский острог.
В Александровской башне интересная экспозиция - остроги Притомья, разные варианты изображений - от старых планов и чертежей до научных реконструкций.
На башню пускают полазить, чем мы не преминули воспользоваться. Она выходит на Томь и виды оттуда красивейшие. Башня эта очень высокая. О ее высоте можно судить по аэрофотосъемке... с башни.
Заселение русской части острога еще впереди. Пока по-настоящему создана только казачья караульная изба и упомянутые башни. В избе интерьер воссоздан, и сама она красива. Есть еще Аманатская юрта - для содержания заложников-аманатов. По правде сказать, выглядит холодноватой. Даже на те непритязательные времена.
Аманатская И аманат...
Археолого-этнографическая экспозиция в павильоне: дань представлению, что музей должен иметь экспонаты в шкафах и находиться под крышей. Довольно неплохая коллекция, представлена стандартно, но это разве плохо? Интерьеры музея Казачья изба переделана из капитальной избы дачного городка. Но выглядит старинной. На столе стоит фамильная бутылка Кимева.
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось vels 21 фев 2016, 20:13, всего редактировалось 4 раза.
- vels
- Корифей
- Сообщения: 528
- Зарегистрирован: 02 авг 2008, 19:45
- Велосипед: Найнер
- Откуда: г. Северск
- Контактная информация:
Re: Тюльберский городок
Но самое главное - археология. Памятник этот был открыт еще до революции - землемером, которому показал памятник крестьянин Николай Бурдин. Потом о памятнике благополучно забыли все, кроме этого самого Бурдина. И он все же дождался, когда ученые мужи доберутся до исследований.
Памятник своеобразен. Ров, вал, жилища. Плавильные горны. Вроде бы поселение, но... люди там не жили.
В Х-XII веках на это место приходили тюрки для того, чтобы предать огню своего героя, помянуть его сообразно обычаям и уйти. Могильные курганы рядом были. Видимо, где-то рядом были и поселения - но они давно запаханы, а этот памятник чудом уцелел.
Курганы реконструированы напротив аманатской избы - не на историческом месте, но такие, как надо - довольно высокие и продолговатые в сечении. Так что в городок мы идём мимо курганов.
Курганы В общем, вот такой погребальный комплекс.
Сейчас, на территории памятника, восстановлены расчищенный ров и вал, стена (столбы вкопаны ровно в те места, где были несущие конструкции древней стены. На стене есть некий карман, выступ внутрь, который, видимо, имел смысл с точки зрения стратегии обороны городища. Высота, полагаю, все же предположительная. Восстановленный по этнографическим данным, помост - для жертвоприношений. И литейная мастерская с кузницей. Причем камни в ней - подлинные древние камни, на которых ковали металл, в том числе и серебро ("Не знаю, где они его брали - заметил Кимеев, - Грабили, наверно").
Но всё по порядку. Входим.
По уверению Кимеева именно между этих двух берез пролезают экскурсанты. Стены: В центре - жертвенник и кострище.
Жертвенное место Место для кузнецов под навесом. Дальше - жилища. Два жилища - круглое и прямоугольное, место жертвенника и кремации. По словам Валерия Макаровича тризны, справлялись в домах, и, возможно, там и умершего кремировали. В последнее не верится. Негде ему там гореть, разве что вместе с домом. Наверно, покойного жгли все же на открытом воздухе, а вот тризну в случае непогоды справляли в домике.
Ну, по крайней мере находки подтверждают: в них ели и пили.
Домиков было найдено 9 штук. Один - круглый, другие - четырехугольные.
Поскольку очаг в центре, вы догадываетесь, какой был размер у жилища. Справа от входа (и слева от очага) была вырыта яма, куда после каждой тризны сгребали кости и бой посуды. В домах было идеально чисто.
И весь этот комплекс работал на погребение и прочие заупокойные нужды.
Не закрыли еще и часть раскопа - сохранили бровку, зачищенные места. Но раскоп старый, оплывает и зарастает, Кимеев им крайне недоволен. С двух сторон к городищу вел конный спуск к воде - крутой и довольно неудобный с моей современной точки зрения. Теперь вы понимаете, почему мы вот так прямо и с догадались, что это место - именно конный спуск? В целом - очень небольшое место. И очень укрепленное - для средневековья.
Ну и еще несколько видов музея. Плот на реке Крест на месте будущей часовни. Вагончик Шахматы...
Хороший музей. Рекомендую. Из минусов: находится музей далеко от цивилизации. Дачный городок не в счет. Чтобы закупить продукты, придется ехать в Старочервово. Но дорога до него вполне цивильная, и при наличии велосипеда не представит особых трудностей.
Памятник своеобразен. Ров, вал, жилища. Плавильные горны. Вроде бы поселение, но... люди там не жили.
В Х-XII веках на это место приходили тюрки для того, чтобы предать огню своего героя, помянуть его сообразно обычаям и уйти. Могильные курганы рядом были. Видимо, где-то рядом были и поселения - но они давно запаханы, а этот памятник чудом уцелел.
Курганы реконструированы напротив аманатской избы - не на историческом месте, но такие, как надо - довольно высокие и продолговатые в сечении. Так что в городок мы идём мимо курганов.
Курганы В общем, вот такой погребальный комплекс.
Сейчас, на территории памятника, восстановлены расчищенный ров и вал, стена (столбы вкопаны ровно в те места, где были несущие конструкции древней стены. На стене есть некий карман, выступ внутрь, который, видимо, имел смысл с точки зрения стратегии обороны городища. Высота, полагаю, все же предположительная. Восстановленный по этнографическим данным, помост - для жертвоприношений. И литейная мастерская с кузницей. Причем камни в ней - подлинные древние камни, на которых ковали металл, в том числе и серебро ("Не знаю, где они его брали - заметил Кимеев, - Грабили, наверно").
Но всё по порядку. Входим.
По уверению Кимеева именно между этих двух берез пролезают экскурсанты. Стены: В центре - жертвенник и кострище.
Жертвенное место Место для кузнецов под навесом. Дальше - жилища. Два жилища - круглое и прямоугольное, место жертвенника и кремации. По словам Валерия Макаровича тризны, справлялись в домах, и, возможно, там и умершего кремировали. В последнее не верится. Негде ему там гореть, разве что вместе с домом. Наверно, покойного жгли все же на открытом воздухе, а вот тризну в случае непогоды справляли в домике.
Ну, по крайней мере находки подтверждают: в них ели и пили.
Домиков было найдено 9 штук. Один - круглый, другие - четырехугольные.
Поскольку очаг в центре, вы догадываетесь, какой был размер у жилища. Справа от входа (и слева от очага) была вырыта яма, куда после каждой тризны сгребали кости и бой посуды. В домах было идеально чисто.
И весь этот комплекс работал на погребение и прочие заупокойные нужды.
Не закрыли еще и часть раскопа - сохранили бровку, зачищенные места. Но раскоп старый, оплывает и зарастает, Кимеев им крайне недоволен. С двух сторон к городищу вел конный спуск к воде - крутой и довольно неудобный с моей современной точки зрения. Теперь вы понимаете, почему мы вот так прямо и с догадались, что это место - именно конный спуск? В целом - очень небольшое место. И очень укрепленное - для средневековья.
Ну и еще несколько видов музея. Плот на реке Крест на месте будущей часовни. Вагончик Шахматы...
Хороший музей. Рекомендую. Из минусов: находится музей далеко от цивилизации. Дачный городок не в счет. Чтобы закупить продукты, придется ехать в Старочервово. Но дорога до него вполне цивильная, и при наличии велосипеда не представит особых трудностей.
- Вложения
-
- городок Кимеев.JPG (81.4 КБ) 6014 просмотров
- Павлов
- Багио
- Сообщения: 4199
- Зарегистрирован: 22 янв 2007, 11:19
- Велосипед: Карбонайнер, Marathon
- Откуда: Томск,ТАКТ
- Контактная информация:
Re: Тюльберский городок
Спасибо, интересно!
Интересно было бы посетить экомузей в Таштагольском районе. Меня чем-то привлекают шорцы и все, что с ними связано.
Почему вас радует, что "большинство девочек настроены на светскую жизнь"?
Интересно было бы посетить экомузей в Таштагольском районе. Меня чем-то привлекают шорцы и все, что с ними связано.
Почему вас радует, что "большинство девочек настроены на светскую жизнь"?
...жить километрами, а не квадратными метрами!..
- Горностай
- Заглянувший
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 25 июл 2010, 14:07
- Велосипед: Jamis Dakota 29-er
- Откуда: Северск
Re: Тюльберский городок
Мы тоже в Тазгол хотим, единственное, что не в этом году туда попадаем, а, наверно, в следующем.
А на счет светской жизни... Вот если бы Ксюша мне сказала, что она хочет стать монахиней, я бы точно не была в восторге. Я, конечно, не считаю, что монашество есть вещь бесполезная, но при мысли, что на этот путь встает совсем юный человек, испытываю массу сомнений: ее ли это выбор, потянет ли она эту ношу, не пожалеет ли. А тут - девчонкам внушается правильная мысль - мира не надо бояться, надо жить в миру. Из девочек получатся хорошие жены и матери. Как-то так.
А на счет светской жизни... Вот если бы Ксюша мне сказала, что она хочет стать монахиней, я бы точно не была в восторге. Я, конечно, не считаю, что монашество есть вещь бесполезная, но при мысли, что на этот путь встает совсем юный человек, испытываю массу сомнений: ее ли это выбор, потянет ли она эту ношу, не пожалеет ли. А тут - девчонкам внушается правильная мысль - мира не надо бояться, надо жить в миру. Из девочек получатся хорошие жены и матери. Как-то так.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя