выкладываю электронный вариант дневника, постепенно постараюсь его подредактировать.
Участники похода:
Одиванова Юлия Александровна, она же Юльчик
Одиванов Александр Сергеевич, он же osss
Маршрут
МРС – Ялга – Хужир – м. Хобой – Узуры – Хужир – Хадай – МРС – Тажеранская степь – зал. Усть-Анга – Еланцы – Таловка – Бугульдейка – Куртун – М. Голоустное – Ниж. Кочергат – Б. Голоустное – Ниж. Кочергат – Черемшанка – Большая Речка – Листвянка – ст. Уланово – поезд – Слюдянка – Байкальск – Танхой – Мантуриха – Кабанск – авто – Улан-Уде – Иволгинск – авто - Гусиноозерск
22 августа День первый Пятница
Ура! Наш поход начался. Поезд отправился строго по расписанию – в 18:55 по томскому времени. Мы едем на Байкал!!!! Сколько «добрых» слов было сказано в наш адрес незабвенным родственником – Димычем!
Еще каких-то 33 часа и мы … в Иркутске, а там и до Байкала недалеко! Интересно, как пройдет наш поход, что ждет нас впереди?
23 августа день второй суббота.
Едем в поезде, осталось уже меньше суток.
Завтра в это время будем уже в Иркутске решать вопрос с отправкой нас на о. Ольхон. Тут поступило предложение записывать все расходы. Так вот: билеты Томск – Иркутск обошлись нам в 666 руб. каждый. Постельное белье – 28 руб. за комплект. На данный момент это все. Погода сегодня хорошая, небо голубое, светит солнышко, будет жарко.
Правда, под утро было свежо, а что вы хотели, скоро осень! Да к тому же вчера мы заметили, что в 21 уже сумерки, ехать уже темно, поэтому решили в походе долго не спать, а лучше пораньше выезжать. У нас это точно получиться
По прогнозу завтра в Иркутске должно быть жарко и солнечно, а я так надеялась, что будет холодно, и мы оденем хотя бы часть шмоток на себя Но… зато уже в понедельник нас ждет изморось!!! Поди, зарядит на целую неделю
Продолжаем разговор: еще транспортные расходы были за взвешивание нашего багажа, т.к. Шурику приспичило, прям таки, взвесить его обязательно. Ему казалось, что по весу мы не пройдем, и чтобы не терять времени перед посадкой, не трепать нервы ни себе, ни людям, мы как честные граждане поперлись взвешиваться На обратном пути мы этого не делали и вряд ли теперь когда-нибудь еще совершим такую глупость. Короче, оказалось, что байки и два велобаула потянули лишь на 65 кг! И за официальную бумажку, в которой сказано, что перевеса у нас нет, с нас содрали 65 рублей!!!
Правильно, на что-то же нужно делать кап. ремонт нашего вокзала
Еще в дороге на какой-то станции покупали:
Йогурт (2 шт.) за 20 рублей и пломбир (2 шт.) тоже за 20 рублей.
24 августа день третий воскресенье.
Мы – на о. Ольхоне. Ура, товарищи!!!
Как нам жалко тех, кто не поехал с нами! Здесь так здорово, просто рай!!! Честное слово!!! Особенно на полудневке!
Но обо всем по порядку: поезд приехал в Иркутск почти без опоздания. Подъем у нас был ранний, Шурик поднялся в 6 утра, затем почти сразу, следом за ним встала и я. Сразу почувствовали, что холодно, поэтому стали собираться, умываться, одеваться и завтракать, причем хорошо, что поднялись сами так рано, потому что проводница нам попалась тормознутая, причем, о том что – это Иркутск – мы догадались сами, она нас даже не предупредила…
В Иркутске мы хотели встретиться с Гришей – знакомым по Интернет-переписке – но я по ошибке перепутала номера поездов, а он не сообразил, в общем, мы не встретились
Только вышли из поезда, точнее даже не вышли, а я появилась в проходе, как тут же меня стали просто-таки обступать таксисты с предложением подвести хоть на край света.
Мы доехали за 200 руб. от ж\д вокзала до автовокзала. Возможно, и дорого, зато быстро и водитель помог дотащить байки до машины…
Самого города мы практически не видели, т.к. стоял густой-пригустой туманище.
Нам повезло, рейсовый автобус до Ольхона ходит как я поняла летом раз в день в 8:10 утра и все Хотя предложение прокатиться на маршрутке, я так думаю, в силе в любое время дня. Нам тоже предложили воспользоваться их услугами, причем «всего» за 1000 рублей за двоих и багаж. В принципе, мы были согласны, вот только одно «но», на вокзале мы были уже в 7:00, рейсовый автобус уходил в 8:10, причем, когда мы на нем уезжали, таксисты все еще собирали клиентов. Короче, мы испугались, что после того, как уедет рейсовый, они заломят цену, да и вообще, мы уже рвались в бой, нам все не терпелось поскорее увидеть Байкал! Таким образом, 2 билета до МРС обошлись нам по 278, 5 руб.\ место плюс багаж по 63 руб. за место. За два байка и два баула пришлось заплатить 252 рубля, о чем Шурик потом всю дорогу жалел, т.к. ему казалось, что можно было и не платить….
На еду мы истратили сегодня 47 руб. за макароны, шоколадку и печенье, плюс я купила минералку за 17 руб. Обедали в позной. Порция (2 шт.) поз – 32 рубля + чай с лимоном за 7.5 (1), да к тому же я посетила еще в Иркутске одно интересное заведение – туалет! В их обшарпанном, грязном автовокзале есть платный туалет! Всего 4 рубля и там была горячая вода и мыло! Вот кажется и все расходы на сегодня.
Итак, купив билеты на рейсовый автобус, мы строго по расписанию отправились в путь. Почти до 11 часов висел густой туман, который не позволил нам осмотреть окрестности.
Зато потом мы набрали высоту, выглянуло солнце и стало просто замечательно. Пообедав в позной,
мы с Сашей выяснили, что уже с полчаса едем по дороге, по которой нам потом предстоит проехать уже на своих железных конях.
И вот, проехав по Тажеранской степи, мимо соленых озер, взобравшись в гору, перед нашими взорами открылся захватывающий дух вид – Байкал!, а если точнее, то залив Малое море.
Словами этого не передать, нужно хоть раз в жизни увидеть эту красоту своими глазами.
Справка. ПРОЛИВ ОЛЬХОНСКИЕ ВОРОТА
Отделяет остров от материка. Ширина в узкой части составляет 1 км, длина пролива до 7 км. Пролив Ольхонские ворота имеет дурную славу из-за частых здесь крутых и неупорядочных волн, достигающих иногда 5- метровой высоты, зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин.
Мы щелкнули пару кадров и понадеялись, что когда поедем назад, то обязательно должны здесь еще раз остановиться и сделать хороший кадр не через грязное стекло автобуса.
На паром мы немножко опоздали, но зато это дало нам время собрать байки на материке! Весь автобус, а точнее мальчишки, с замиранием сердца любовались этой процедурой!
Кстати, ехали мы в пазике, народу было не очень много, в основном женщины. Практически все ехали в Хужир. С нами ехал один иностранец, говорил по-английски, но с людьми не общался, вообще ни с кем и ни как. Приехали к парому где-то в 13:45. Итого путь от Иркутска до Ольхона занял около 6ти часов. Плюс потом мы час ждали паром и переплыли через пролив (1-2 км шириной) за каких-то 15-20 минут, но время не точное, т.к. я за ним не следила, а была увлечена Байкалом!
Пейзаж Ольхона меня поразил – я всегда думала, что степь – это ровно, оказалось, не всегда. Ольхон, да и Тажеранская степь – это горы, только лысые, ну в смысле, на них не растут деревья, только иногда встречаются одинокие сосенки….
На земле та же растительность, что и в Гусиноозерске, есть крапива, но я то уже ученная. (Крапива очень сильно не напоминает нашу, томскую, ее запросто можно не воспринять как крапиву, зато жалиться она в 10, а то и в 20 раз сильнее, ну может я и субъективна, но волдырей от томской крапивы у меня не бывает!)
Из живности я уже видела, скорее всего, суслика, правда мельком, из автобуса. Да еще кучу чаек, которых здесь огромное множество, они такие крупные и белые-белые!
В начале они кажутся такими необычными, а под конец пребывания на Ольхоне, мы стали от них уставать, орут, сволочи!
Температура сегодня утром была 15 С, днем где-то около 30 С,
сейчас 20:30 и 24 С. Вот. Правда, дул холодный ветер, сейчас почти утих и из-за этого днем, пока ждали паром, было не слишком жарко.
Шурик, первым делом, как только выбрали место для полудневки, побросал багаж, и умчался кататься налегке, забрался на гору, пофотал окрестности. Теперь вот бросает спиннинг, учится, т.к. поймать во время этого прибоя вряд ли что-нибудь удастся.
Короче, вечер прошел в ничегонеделании! Классно!
За день мы проехали 10,5 км со средней скоростью 9 км/ч.
А еще, кстати, враки, что на Ольхоне нет кровососущих. Вот меня, например, за тот час, что мы ехали к месту ночевки, пару-тройку раз укусили комары. Правда, здесь они какие-то замученные и мелкие, но шишки от них остаются о-го-го! Хотя, после этого не было больше, по крайней мере, на острове, ни одного инцидента. Возможно, и эти комары были не местные, а с материка, поэтому и дохленькие, что летели за мной через весь пролив
Ночевать остановились в одной из уютных бухточек напротив мыса кобылья – «драконья» - голова, прямо на берегу.
Историческая справка. МЫС КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА (мыс Хорин-Ирги)
Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади.
Существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливавшихся табором на этом мысе, которые оставили на мысе огромный чан.
Вблизи мыса Кобылья Голова с 14 на 15 октября 1901 г. из-за сильного ветра, сармы, произошла крупнейшая корабельная катастрофа на Байкале, погибло 176 человек на судне "Потапов".
Зимой скалы мыса привлекают внимание сокуями - ледяными наплесками, образовавшимися на скалах при замерзании озера. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты наплесковым льдом до 10-20 м в высоту и толщиной до 10-15 см. К скалам мыса по льду на автомашине подъезжать надо осторожно, около них каждый год во льду образуются пропарины.
Вид, открывающийся перед глазами, просто завораживал
25 августа день четвертый понедельник.
Мы проехали 66 км, видели, кажется, косуль, настоящих, живых, в дикой природе, не в зоопарке!, короче, каких-то парнокопытных, отыскали курыканскую стену, поездили по такому огромному количеству горок. Опять кусали комары, причем только меня Хотя, после Томска, 86-го квартала, можно сказать, что комаров на Ольхоне – нет! Средняя скорость за седня 9, 3 км/час. В пути провели 7 часов чистого времени. Встали в половине седьмого, выехали в 8:30. На ночлег остановились опять же в 8:30, но уже вечера. Ночевка - где-то за Халгаем, после турбазы «золотой Воблер», перед урочищем песчаное. Место выбрали не самое удачное – спуск к воде был, но нужно было ходить примерно с пол часа….
День был насыщенный и трудный. Насыщенный на достопримечательности, смену пейзажа и т.д. В начале дня посетили курыканскую стену, которую найти было очень просто, мы ехали по берегу, причем даже если нет дороги, то в степи – это не проблема! Но дорога там была.
Справка МЫС ХОРГОЙ (поворот от дороги у пос. Хадай, 7 км)
Мыс Хоргой - степной мыс. Известен прежде всего благодаря развалинам древней курыканской защитной стены протяженностью около 220 м и высотой в отдельных местах до 1,5-2 м. По флангам хорошо сохранилась каменная кладка. Она обнаружена в 1879 г. И.Д.Черским. Кладка каменных стен производилась без какого-либо скрепляющего материала. Рядом со стеной сохранился полуразрушенный ров, шириной 3,5 м и глубиной 1,5 м, и земляной вал.
Назначение стены достоверно не установлено. Считалось, что это укрепление, служившее для временной защиты. Однако в последнее время все большее распространение получает версия, что это сооружение могло быть культовым святилищем. Так за стеной на мысе Шэбэтский найдены захоронения людей. Место захоронения закрыто сверху каменными плитами, сложены они в виде могильного холма. По версии Б.Б.Дашибалова, некоторые из таких мест могли являться культовыми объектами, а каменные стены и рвы оберегали от злых сил сакральное пространство. Для того чтобы усилить сакральные оборонительные функции городищ, приносились человеческие жертвы. Алтарем служили плоские камни с углублениями. Такие плиты с хорошо заметными углублениями шаровидной и цилиндрической форм обнаружены на мысе Хоргой.
Судя по найденным внутри Байкальских городищ разнообразным предметам (наконечники стрел, железные ножи, костяные шилья, кремни для огнива), можно предполагать, что создателями городищ были курыканы - древнетюркская народность, жившая в Прибайкалье в VI-XI вв. н.э.
По гипотезе академика Окладникова, курыканы являются предками двух сибирских народностей: якут и бурят.
Затем очень быстро стал наползать туман и мы почти до отворота на основную дорогу ехали как ежики в тумане Где-то в это же самое время произошла памятная встреча с мелкими парнокопытными косулями! Ощущения были незабываемые, настоящие косули, с беленькими, красивенькими, в виде сердечек попками удирали от нас. Вот преимущества велосипеда, можно практически бесшумно подъезжать к диким животным….
Трудным день был из-за того, что организм еще не вошел в ритм, ехали мы по второстепенным дорогам, причем кое-где крутизна была о-го-го, сначала ты еще едешь, а потом приходится, как бы обидно не было, слазить и заниматься проталкиванием байка наверх. Иногда Шурик доталкивал свой байк и шел помогать мне….
В деревне Ялга пополняли свои продуктовые запасы. Представьте себе деревню, состоящую из трех (образно говоря) домиков, так вот, один из них – магазин! Купили шпроты, кит. лапшу, пряники, банку манго за 87 рублей. Поехали дальше по основной дороге. Подъезжая к Хужиру, самой крупной деревне острова, стали фотографироваться на фоне классического пейзажа Байкала - скалы Шаманки. Доехав до Хужира, купили полкило гречки, 2 шоколадки = 49 рублей, а так же хлеба и омуля на 39 рублей. Вот.
Посетили мыс Бурхан.
Историческая справка. МЫС БУРХАН (СКАЛА-ШАМАНКА) у пос. Хужир (47 км)
Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась "камень-храм"), расположенная вблизи пос. Хужир, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.
Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился "Алтарь Будды".
Название скалы изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс - "Бог", "Будда".
В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Гхото баабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один - на небесах, второй - на земле, это мыс Бурхан, третий - в подземном мире. Одна из легенд гласит: "Хан Хутэ баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка". Почитание его было так велико, что, даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня на поводу. Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, проходить сквозь пещеру никому не разрешалось. Сквозная пещера имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще хоронили шаманов. Как свидетельствуют старожилы, раньше можно было увидеть на скалах вблизи пещеры изображение шамана с бубном в руках. До наших дней сохранились только надписи на тибетском языке в небольшой нише.
Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие нечистых и греховных женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение этой пещеры может осложнить роды и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. А это одно из редких мест, которое не было осквернено последующими поколениями. Особенно этот запрет относится к детям. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики в этом месте и огромное количество духов "призрачного дворца" может вызвать непредсказуемые последствия. Посещая это место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Не надо осквернять скалы надписями и битым стеклом бутылок, плохими словами и мыслями.
Было классно. Но в пещеру я не рискнула заходить, а Шурик не пошел. Решили, что возможно, на обратном пути еще раз подъедем к этому замечательному месту, и тогда, возможно, кто-нибудь из нас все же залезет в пещеру… В общем и целом, все, что мы запланировали на данном участке, мы посетили. Здорово.
Еще немного про погоду. С утра, пока мы лазили по горам, светило солнышко, правда с утренней прохладой. Потом был туман, но он был не такой, как в Томске, например, он был то густой пригустой, то постепенно рассеивался, и казалось, что, вот еще немножко, и он совсем рассеится, но не тут то было, он мог опять стать буквально за считанные секунды очень густым. Утром в палатке было довольно прохладно, около 15 С, а днем градусов 20 – 23. Что же будет дальше?
26 августа. День четвертый вторник.
Ночевали, как я уже говорила, за Халгаем. Место довольно удачное, как потом выяснили, другого подхода к воде рядом больше нет. В палатке было 10 С, зато днем – теплынь, просто жара.
Проехали 58 км со средней скоростью 9,3 км/ч, максимальная скорость 39 у меня, а у Шурика – 53 км/ч.
Встали в 6:30, выехали в 7:30! Это наш единственный рекорд по раннему выезжанию за весь поход! На колесах были до 8 вечера.
Где-то за Песчаной у меня был прокол колеса.
За день посетили скалу « Три брата», мыс Хобой. Все было просто замечательно, если бы всю дорогу нас не преследовали пижоны иностранные туристы. А еще в Узурах мы встретили двух сотоварищей по разуму – байкеров из Италии. Но они по-русски не понимали, а я практически позабыла немецкий, поэтому разговор как-то не заклеился Однако, что мы смогли выяснить: они приехали, как и мы из Иркутска на автобусе, добрались до Узуров своим ходом, вот уже несколько дней отдыхают на берегу священного озера, а дальше опять в Иркутск на транспорте, а от туда в Листвянку, там опять отдых и назад. Когда я им вкратце рассказала о нашем плане, то они были очень удивленны, что за такой короткий период мы так много хотим проехать
Ночевали на том же самом месте, что и прошлый раз, но нашли спуск к воде на байках, съехали практически на берег, было удобно и тепло, только немного темно, т.к. место это в лесочке, зато очень хорошо защищено от ветра.
В этот день было знакомство с Песчаным. Как и ожидалось, там примерно 8 км непрерывного песка, но байки бросать я бы не советовала, т.к. дальше будет еще, где можно погонять с ветерком, причем груз становится уже не помехой!
27 августа день пятый. Среда.
Встали в 5 утра, выехали в 7:30, встали на полудневку в 14:30.
Утром в палатке 10 С, на улице 8 С.
Днем светило солнце, 22 С в тени. Утром встали и поехали тупо по основной дороге в направлении парома, а точнее до о. Нурского, чтобы устроить полудневку, не доезжая Хужира, я потеряла управление на песке. Дело в том, что я поддалась искушению, и разогналась на горке, а дорога была – песок! Причем внизу было его очень много. В результате, потеря - разрыв проводков велокомпьютера и ушиб коленки.
Итог дня: проехали 52 км со средней скоростью 11,5 км/ч.
Сегодня опять покупали омуля в хужирском рыбозаготовительном комбинате. Если ты был на Байкале, и не попробовал омуля, то ты не был на Байкале!
В обед, покушав рыбки, мы устроили «помойку» в озере. Вода потеплее, чем на Байкале, поэтому помыли головы и сами потерлись. Господи, какой же чистой я себя чувствую! Здорово! Температура воды +18 градусов!
Из происшествий – сегодня пару раз слетала цепь. Наверное горки тяжелые.
Ну, вот, завтра мы покидаем Ольхон. Как здесь было здорово. С погодой нам повезло, много чего увидели и посетили. Жалко, что пришлось урезать немного маршрут.
По дорогам не основным ехать тяжелее, но интереснее, а основные дороги полны машин, иногда пыль и колдобины! Но, быстрее!
Прощай, Ольхон!
28 августа. День шестой. Четверг.
Подъем в 5.30. На улице холодно и ясно. Принято решение готовить завтрак в палатке.
Выехали только в 8.30. Около девяти часов приехали к парому. Пока ждали сей чудный транспорт, подъехал микроавтобус с иностранцами, которые как малые дети рассматривали мой Байк.
В 10 часов мы звонили в Томск. У мамы никто не поднял трубку, а Димыч взял трбку только на пятнадцатый гудок (тормоз). Поговорили минуту и сообщив, что все нормально, я заплатила старой бабульке как за три минуты-45 рублей. Грабеж среди бела дня!!! Потом мы затарились в магазине на 96,5 рублей ( пряники, макароны, жевательная резинка, батарейка, 2 яблока)- цены выше томских.
Сегодня мы ехали без обеда и без еды, так как в МРС забыли затариться водой – экстрим полнейший. На улице как и последние 3 дня – днем жарит на солнце, но дует хороший ветер, а по ночам я мерзну, так как палатку тоже сдувает.
Проехали сегодня 63 км, со средней скоростью 10,8 км/ч. Чисто ходовое время 6 часов. На ночлег встали в заливе Усть-Анга. Место хорошее, но нет дров, и, наверное, завтра нас сдует ветром. Куча рыбаков, кто с моторками, кто на надувных, но все ловят сетями. Я сегодня здесь же видела змею, но все обошлось. А еще видела на Анге (кажется) аистов.
Как я уже сказала, встали мы в устье Анги, а за горой, к северу, есть залив Аа – красотища неописуемая, еще там есть пещеры и наскальные рисунки, но было уже поздно туда идти. Жалко.
На ночлег встали в 17.20, причем завтра еще полчаса ехать назад.
Да сегодня в очередной раз я поняла, что ничего не смыслю в степях. Сначала мы ехали по намеченному маршруту, но поняли, что до вечера такими темпами до Анги не успеем и пришлось вылазить на основную дорогу. Но я об этом не жалею, так как сегодня дул встречный ветер это было на руку. Дорога улучшенная – грунтовая – после машин пыль стоит столбом, а ветер нам всю эту пыль сдувал. В общем, с погодой нам все еще везет.
29 августа. День седьмой. Пятница.
Подъем сегодня был ранний – в 4.00. Шурику не спалось… Но выехали мы тем не менее лишь в 7.30. Опять извращались с горелкой, то на улице, то в палатке. Перебираться вброд через реку Ангу, не стали, просто щелкнули гору Ерд с нашей стороны. В 8.00 были в Еланцах, там купили соку, шоколадки, сырок, минералку и гречки полкило – на 90 рублей.
Доехали до Петрова, правда самой деревни я так и не увидела – просто там был отворот с указателем на Таловку, а это нужное нам направление.
До этого мы посетили «любимую» нами забегаловку и съели три порции поз на двоих плюс по чашке чаю – итого на 121 рубль!
Потом, пообщавшись с местными мужиками, мы поехали дальше. Прямо перед деревней Попова лицезрели очередное парнокопытное, которое нам немного попозировало. Где-то на 8-9 км от отворота есть удобные места для ночлега, но нам это было не актуально- мы промчались мимо. Дорога хорошая, улучшенная – ходит грейдер . Едешь все время вниз, разве, что, перед самой Бугульдейкой есть несколько горок. А, еще, между прочим, там такая свистопляска с указателями. Как оказалось есть еще М.Бугульдейка и Бугульдейка. Так вот, нужно ехать прямо. Деревенька мне понравилась. Люди в ней дружелюбные.
Купили рис 0,5, рюшки 0,5, 4 пачки супа, галеты и печенье – 112 рублей + шоколадка, 4 пачки лапши – 14рублей. Затарились по полной программе.
Хотели попробовать двинуть на Большое Голоустное. Через Песчанную по берегу доехали до устья Бугульдейки и все – дорога кончилась. Пошла тропа, причем коровы ее изрядно потоптали. Постояли, подумали – повернули назад. Решили ехать через Куртун, а дальше посмотрим.
На ночлег встали после отворота дороги на Куртун. Когда река Куртун впадает в реку Бугульдейку, после третьего моста. Место хорошее, вот только змеи … После отворота я два раза чуть не раздавила лежащих на дороге змеючек.
Шурик видел бурундучка! Еще сегодня мы видели в устье Бугульдейки аистов (или цапель). Мы в них не разбираемся, но кричат они как вороны, а так красивые птицы. В общем, день сегодня богат на события. Надеюсь, завтра все пройдет гладко и мы доедем до М. Голоустного.
Сегодня проехали 79 км со средней скоростью 12,6 км/ч.
Встали на ночевку уже в 17,30. Да, усталость начала уже понемногу сказываться. Шурик уже поговаривает о доме.
А я, кажется наоборот, начинаю входить во вкус. Вот только холод и болезненное состояние.. А так же всякие там живности кусучие меня немного напрягают.
30 августа. День восьмой. Суббота.
Доехали до Б. Голоустного. Вот это пробег..
Встали в 5.30 утра, выехали в 8.30.Встали на ночь в 20.30. ехали со средней скоростью 14,4 км/ч. расстояние 125 км.
Истратили денег 60,5 рублей- чай, сок, плавленный сырок.
31 августа. День девятый. Воскресенье.
Вчера мы доехали до Б. Голоустного и выяснили, что рейсовые катера в Листвянку не ходят, а частные просят 800 рублей за час, а от Б. Голоустного до Листвянки 2,5 часа ходу. В общем, от этой затеи мы отказались, да и было уже поздно. Про тропу местные сказали, что по ней не пройдешь. Мы проверять не стали. Когда приехали в Голоустное, было уже довольно поздно, да и устали мы сильно. К тому же, проезжая по деревне Куртун, что за Таловкой, мужик нас напугал, говорит – медведи у нас даже на трассе шастают. Короче дали мы деру, ехали, боялись, оглядывались. Дорога довольно мрачная – много горелого леса.
А 31 августа- подъем был ранний, да и выезд тоже, так как мы хотели успеть домчаться до отворота на нижний Кочергат, так как от М. Голоустного к Б. Голоусткой идет трасса из Иркутска. Дорога грунтовая и очень пыльная. Кстати вчера была поломка – стало спускать колесо заднее у Шурки. Сначала он просто подкачивал, а потом поменял камеру. Дырки так и не нашли. Так вот подъем был ранний. Выехали в 7.30. За час доехали до Нижнего Кочергата, расспросили местного электрика про дорогу вдоль ЛЭПа и тут же поехали. За деревней первый брод. Как всегда Шурику досталось больше чем мне – он 4раза ходил туда – обратно! Короче, жуть!!
А до этого я видела парнокопытное – не то лося, не то просто крупную косулю – сфотать не успели, он сильно испугался.
Дорога вдоль ЛЭПа довольно хорошая, если не считать бродов, самых крупных было три, плюс еще мелкие, которые проезжались верхом, либо проводились. Правда были участки, когда реки текли прямо по дороге и тогда приходилось идти в китайских тапочках в ледяной воде, а байк катить рядом.
День был тяжелый, без обеда, разве что поели сухофруктов, шоколада, печенья и т.д. Да еще на перевале поели брусники, малины, но немного, так как Шурик подгонял. Сказывалась и боязнь живности и желание поскорей преодолеть этот трудный участок. Пару раз мы плутали, то есть шли просто по ЛЭПу без Джипиеса и пару раз поворачивали зря. На дороге много следов парнокопытных и, кажется, медведей. Просто жуть!! А самое обидное – где-то в середине пути появляется указатель на Б.Голоустное, то есть теоретически от Б.Голоустного можно доехать до Б.Речки, но в деревне то нам этого не сказали (сволочи).
Кстати, вспомнила про дорогу от Куртуна до М.Голоустного – там я видела поселок который сгорел (дачный) и про него передавали в новостях. Дорога в основном идет сначала по Куртунскому ущелью, с обоих сторон – горы и везде есть мосты, а потом появляются поля и на них мы встретили кучу косарей.
ЛЭП идет по территории национального парка и сначала на речке Хартактай есть шлагбаум, точнее шлагбаум первый был сразу за Нижним Кочергатом, потом в Хартактае, и там были коровы с большущими колоколами на шеях и собаки, но мы быстренько промчались мимо. В Алатае, в котором сейчас кто-то живет долго провожали две собаки ( злющие ). И третий, настоящий шлагбаум был в Черемшанке, там были такие солидные таблички, и мы поспешили проехать. На ночлег встали в 8 км от Большой речки перед небольшим мостиком на ручье.
Воскресенье выдалось тяжелым. Дорога местами заболоченная. Вдоль ЛЭПа кучи вывороченных деревень. Всю красоту испортили.
За день проехали 70 км за 8 ходовых часов без обеда. Стартовали в 7.30, финишировали в 19.30.
А расстояние от отворота в Нижний Кочергат и до Б.Речки 60 км.
За день средняя скорость была 7,5км/ч. Много шли пешком.
1 сентября. День десятый. Понедельник.
Утром было решено поспать подольше. Потом как обычно.
Немного проехав, на первом же ручье решили помыть байки. Когда мыли, подъехал на мотоцикле молодой человек и давай нас расспрашивать кто мы и откуда, и куда. А мы ему все и выложили. По видимому это был работник парка. Он начал нас стыдить, что это мы типа не заехали и не заплатили. Ну мы конечно же сама наивность. Сказали, что мы не знали… Ну он еще маленько постоял, помолчал и уехал. А еще он нас напугал, что за нахождение на территории национального парка полагается штраф или могут отобрать технику, любую, добавил он. Короче мы помыли байки, посмеялись над мужиком. Шурик поменял себе задние тормозные колодки и поехали. Почти сразу стало понятно что скоро деревня, так как стали появляться помойки. Б.Речку проехали не останавливаясь. Вылезли на асфальт, очень радовались, ехать было очень легко, несмотря на пресловутые качели. Долетели до Николы. Это около 18км от Б.Речки, просто на крыльях счастья. Было так здорово ехать. В Николе купили продукты. Обпившись соку, помчались в Листвянку. По дороге останавливались посмотреть на шаманский камень. Тут же походили по рядам торгашей сувенирами и купили себе бурханчика из хлорита за 180 рублей.
Поехали в Листвянку, зашли на почту, попытка позвонить домой не удалось – опять никто не отвечал. Да к тому же на почте был обед и меня выгнали в прямом смысле этого слова.
Короче в 13.00 в Листвянке сон час.
Мы тоже решили пообедать, а пока Шурик покупал рыбу за 30 рублей штучка, я узнала, что паром отходит в 14.15, а следующий будет в 16.00. Было решено пообедать и поехать ближайшим рейсом. Сели на теплоход, именуемый теплоход Бабушкин, билет стоит 18 рублей с человека и 15 рублей за байк. От Листвянки доплыли до п.Байкал за 45 минут. Узнали, что поезд будет в среду в 20.50 (по Москве). «Мотяня» ходит по средам и воскресеньям и то летом, а зимой они ходят чаще, чуть ли не каждый день!!! Посмотрели на все это дело и поехали своим ходом. По тропе проехали километров десять и когда она закончилась, прошли еще немного. Устали, но больше мучили комары, которых здесь огромное количество.
Встали на ночлег практически на дороге, а точнее по другому тут встать довольно сложно от гор до воды два полотна плюс небольшое расстояние. Шурик весь вечер мудрил с конструкцией, связывающей байки для проводки их по рельсам. Я дулась – сказывалась усталость..
За день проехали 40 км, со средней скоростью 10км/ч. Чистое время в пути 4часа, максимальная скорость 41 км/ч.
Очень жалко, что в Листвянке не посетили ни одной достопримечательности.
2 сентября. День одиннадцатый. Вторник.
С утра Шурик дорабатывал свою конструкцию с байками, а я разводила костер, готовила еду и т.д. Представляете, конструкция работала. Было трудно, но возможно катить байки по рельсам, нужно постоянно следить за передним колесом, чтобы оно четко шла по рельсам. В итоге так мы проехали 10,8 км за 2 часа, с максимальной скоростью 6км/ч., средняя скорость 6км/ч. Очень устали, было такое чувство, что разорвется носоглотка.. Под конец чуть не наступила на змею. Это нас добило. А до этого жутко доставали комары. Было жарко и никакие репелленты не помогали, приходилось идти в куртке- жара! Дошли до станции Уланово, узнали что поезд здесь останавливается и встали на полудневку. Кстати, ночью было очень тепло спать, а Шурик утром даже жаловался что ему было очень жарко. Погода стоит изумительная. Мы помыли головы, нагрев воды на костре. Постирались. Здорово.
3 сентября. День двенадцатый. Среда.
Дневка. Встали поздно в 7 утра, причем вчера легли около 8 вечера. Позавтракали. Я сходила погулять, дошла до следующего километра - посмотрела – здорово! А Шурик полдня мастерил кораблик. С утра погода была пасмурная, доставали комары. Даже шел дождик, но сейчас небо чистое, солнце жарит, правда ветер холодный. Спать было снова тепло!
4 сентября. День тринадцатый. Четверг.
По плану у нас было просидеть до Мотяни у костра. По расписанию она должна была идти без десяти минут два ночи из п.Байкал. Костер все как-то не горел, а дрова только тлели и не грели, наши баулы были собраны. И вот, где-то в районе 12 часов в сторону п.Байкал идет крутой прикрутой поезд с овальными длинными окнами. Короче очень-очень крутой, как потом выяснилось это был импортный поезд Париж и чего-то там, туристический. Мы его рассмотрели когда он пронесся мимо, а через 5 минут мы труханули и подумали что с той стороны идет наша Мотяня, затушили костер и рванули на перрон. Оказалось зря, хотя как посмотреть. Вышел мужик, директор какой-то турбазы, отдыхающий на турбазе Хвойной за 450 рублей ночь. Он сказал что тоже поедет на Мотяне и будет она здесь только в 5.20. Тут же закапал дождик и он предложил прилечь у него на крылечке, и на том спасибо.
Мы так и сделали, расстелили коврики, достали спальники и прямо в ботинках завалились спать. Мне это удалось, а Шурик отгонял от меня мышей (1шт) и караулил поезд. Мотяня пришла в 5.30 для нас проезд обошелся в 80 рублей. Мы толком не посмотрели КБЖД – это минус. Но и то, что я увидела из окна поезда меня впечатлило. Это круто. Столько туннелей, мостов и мостиков. А люди в этих местах живут бедно, дома в жутком состоянии. Зато на КБЖД я лично насчитала 3 турбазы. Ну очень круто и стильно выглядящих. Приехали в Слюдянку. Здесь купили продуктов, позвонили родителям в Томск и двинули до Байкальска с мечтой о горячей ванне.
С неба накрапывал дождь всю дорогу. В итоге за 46км он промочил меня основательно, так как на мне были просто бриджи. За три часа доехали до Байкальска. Максимальная скорость 40км/ч, а у Шурика возможно и больше. Средняя скорость 14,7 км/ч. После продолжительных поисков был найдет нужный дом. Но результата сразу не последовало. Мы пообедали в их торговом доме, купили Мартини.
Потом была ванна, мягкая постель, сытный ужин – классно!
5 сентября. День четырнадцатый. Пятница.
Вот это велопробег!
Сегодня мы побили очередной наш рекорд! Проехали 153км за 8 часов. Моя максимальная скорость 44 км/ч. Средняя скорость 19,4 км/ч. Выехали в 8.40 и встали на ночлег в 19 часов. Кажется, это наша последняя ночевка в палатке за этот поход.
Стоим на Мантурихе осталось совсем немного, но обо всем по порядку. Попрощавшись с Байкальскими родственниками, мы двинули в путь. Где-то по пути была куплена шоколадка, потом обедали в Танхое. А в Бабушкине тарились на завтра.
А дорога, что дорога. От Слюдянки до Байкальска мне нравилось, потом стало очень ровно, но при всем при этом было тяжело. Потом все чаще горки.
Пейзаж не ахти какой – одни сплошные болота, лес такой же как и в Томске! Лишь иногда среди деревьев мелькает о.Байкал.
Да к тому же погода- целый день пасмурно, с утра моросил дождь, а зато в 17.30 выглянуло солнышко. Скорее всего ночью будет холодно. Все иду спать.
6 сентября. День пятнадцатый. Суббота.
Ночью было довольно прохладно. Хотя мы не замерзли. Утром, позавтракав, собрались и уже в 7.50 стартовали. По плану было проехать по дороге вдоль Мантурихи до прошлогодней развилки и там дальше либо по проверенной дороге, либо на Пионерский рвануть и мы уже дома у родителей. Но не тут то было. Проехав полчаса, у Шурика поломка - потерялся винтик от крепления багажника. На ремонт ушло полчаса. За это время мимо нас прошел рыбак, который сказал что по этой дороге мы не проедем, разве только много идти пешком. А мы глупые ему не проверили и потеряли целых полдня. А дело было вот как – вначале после отворота с трассы идет хорошая, утоптанная грунтовая дорога. Но сначала уходит влево лесовозная дорога, а потом и грунтовка кончилась, причем резко. Мы по двум возможным направлениям ткнулись, но оба они заканчивались тупиками. Промучавшись до 12 часов дня, измотавшись изрядно, мы решили забить на эту дорогу, как бы нам не было обидно.
Дальше у нас было два пути отступления – вернуться до Бабушкина и там по дороге, качество которой достоверно не известно, проехать Хамар-Дабан в Таежный, а от туда уже в Гусиноозерск. Либо поехать по трассе через Улан-Уде. Выбрали второй вариант, так как решили заехать еще к одним родственникам – в Кабанск.
Вылезли на трассу и рванули в Кабанск. Я уже чисто психологически устала. Мне так было обидно, что сегодня еще не конец, что завтра придется ехать еще один день. Где-то по дороге останавливались на мелкой речушке пообедать. Погода была приятная – светило солнышко, небо голубое – красота. Ехали в шортах и футболках.
За день проехали 89км, из них 25 км вдоль Мантурихи. В пути 6,5 часов. Моя максимальная скорость 43 км/ч, у Шурика около 50км/ч. Средняя скорость 13 км/ч. Ехали не слишком торопясь, так как знали что в любом случае сегодня доедем до Кабанской т.Ольги. Так оно и получилось. Приехали, наобщались с родней. Наелись рыбных котлет, задесертились вкусненьким тортиком и улеглись спать только в 11 часов.
7 сентября. День шестнадцатый. Воскресенье.
Ночью пошел дождь, утром холодно, да еще подул очень холодный ветер. Повеяло уже самой настоящей осенью.
С вечера мы решили, что в Улан-Уде нас отвезет родня на машине, а дальше мы уже своим ходом. А вечером нам на встречу выедут родители, чтобы перехватить нас, а то 100 км за полдня – тяжело, да и не успеем. За Улан-Уде мы были уже в 11.15, собрали велики и рванули в путь.
Вначале я еще пыталась держать скорость 20 км/ч, но уже через полчаса сдалась, и ехала где-то 10-12 км/ч. Дул сильный и холодный встречный ветер.
Было пасмурно и холодно. Очень хотелось кушать, так как время уже было обеденное, а завтрак почти весь ушел на борьбу с ветром. Я понимала, что до Позной, что в 50 км от Улан-Уде я просто не доеду, было обидно до слез. Проезжая мимо Иволгинска и пытаясь высмотреть Иволгинский дацан, возле нас остановился микрогрузовичок и предложил за 200 рублей подвезти нас до Гусиноозерска, мы согласились и уже в 14.00 были возле дома родителей.
Так и закончился наш поход – первый!
Итог последнего дня: проехали 21 км за 2 часа, со средней скоростью 14,7км/ч, а максимальной 30 км/ч.
Краткие итоги
С погодой в походе нам очень повезло. Две недели пролетело незаметно, впечатлений масса, в основном положительные. Жалко, что многие достопримечательности мы просто проехали мимо.
Погода для нас была в самый раз не слишком жарко, но и еще не холодно. Вот уже два дня после завершения похода- погода испортилась, на улице очень холодно. Температура не поднимается выше 10-13 градусов. В лесу полно ягод, грибов, шишки мы не нашли.
Если едет большая группа, время самое подходящее, всегда можно пособирать даров леса и употреблять в пищу. Рыба у нас ловилась только на медный крючок. А на Байкале в основном ловят на сеть. А сам Байкал штука опасная, нас пугали рассказами о том, сколько лодок не вернулось.
Причем шторма не было, а люди об этом спокойно говорят.
Вот на горных речках что-то водится, на Мантурихе, например, мы встретили кучу рыбаков..
Запас еды в походе был лишним, по крайней мере всякие там супы мы брали скорее всего зря. Практически в любой деревне есть магазин с выбором продуктов.
Связь тоже есть везде – особенно с Томском – 15руб. минута.
Ну, если в общих чертах и кратко, то проехали все что запланировали, а именно ольхон проехали вдоль западного берега до северной оконечности - мыса хобой. на ольхон хотелось больше всего, поэтому там я что называется оторвалась по полной программе - посетили все запланированные достопримечательности, нашли курыканскую стену полуразрушенную, видели кучу всякой живности парнокопытной, наелись омуля....Короче там мы были четыре неполных дня, проехали примерно км 200, в день делали около 50-70 км, мне было тяжеловато... Степь однако бывает и гористой. По ольхону вывод - туда надо ехать отдельно и проводить там столько времени, сколько не жалко Купаться не купались, но мылись, и то не в байкале, а в озере маленьком Нурское называется
с погодой нам вообще повезло, было солнечно, а я забыла крем от загара правда еще и ветренно...
Затем наш путь лежал по тажеранской степи, там как и на ольхоне, можно обойтись и без дороги, но это тяжелее и дольше, поэтому чуть-чуть побаловавшись, вылезли на основную дорогу, которая, кстати нечем не отличается от неосновной (грунтовая, но улучшенная). Потом ехали вдали от байкала от еланцов до бугульдейки, выяснили, что дальше вдоль дороги нет и поехали через куртунское ущелье на малое голоустное а потом и на большое. там выяснили, что ни тропы удобной для хотя бы проводки байка, ни тем более дороги вдоль по берегу опять нет, а по воде для нас это бешенные деньги 850 руб за час аренды катера )) а до листвянки, куда мы хотели попасть, 2,5 часа ходу.... Короче поехали мы по заповедной зоне , по ЛЭПу через ниж. Кочергат на Большую речку, а затем по трассе до листвянки. Этот участок занял у нас 4 дня и проехали, а кое -где прошли, протащили и даже проплыли по болотине около 400 км.
Затем переправились в п. Байкал на теплоходе, проехали 10 км по тропе, потом, как во всех предыдущих отчетах и было обещано, тропа кончилась ((( протащив байки еще почти 20 км до станции Уланово, мы встали на дневку ждали поезда, но это отдельная песня, ее долго описывать....
Но что было потом, я не советую никому ездить по трассе Слюдянка - Улан-Удэ, скучно, довольно однообразно, но возможно я не права.... А какой запах, непередаваемые очучения, Целюлозно- бумажные комбинаты на Байкале- это круто, просто супер:(((((
Наши планы еще раз пришлось менять, хотели же ведь ехать через Хамар-Дабан, но дорога вдоль р. Мантурихи давным-давно заросла, поэтому решили ехать через Улан-Удэ .
В общем, проехали 870 км за две недели, плюс дорога заняла 4 дня, в дороге истратили около 3 тыс на двоих, из них тысяча- это внутренние транспортные расходы.
Если есть конкретные вопросы, то лучше их задавайте, так проще....
Снаряжение у нас практически все собиралось год, к походу готовились серьезно, но не увлекались дорогими штучками.... Спальники синтепоновые, кажется двухслойные, кокон, red fox. расчитаны на - 5 градусов... Палатку брали двухслойную, кампусовская кажется. Багажники акоровские, 3 стойки. Велобаулы как у Аскольда, манарага-с. Шмотки правда все были куплены по уму, термобелье, поларки и мембранные костюмы, специальные велосипедные, покрой у них хитрый....ну коврики обычные, обутки трекинговые, в них кстати было удобно по горам лазить Еще брали тапочки китайские, по бродам в них шарились...
Багаж конкретно на каждого не знаю, все весило 65 кг вместе с байками упакованными в чехлы, которые кстати мы тоже везли весь поход с собой, но не жаловались, ими прикрывали байки на ночь от любопытных глаз...
С водой там все зависит от местности, например на Ольхоне по западной стороне везде есть доступ к байкалу, из которого пили воду прямо так , а вот с восточной стороны это скорее проблематично. В тажеранской степи нужно обязательно иметь достаточный запас, либо тратить кучу времени на очень крутые спуски (порядка 3 часов).Затем до слюдянки можно пить безбоязненно, а вот в районе Байкальска я бы не советовала, все же комбинат, лучше из речек....
Из поломок было: 1 прокол колеса:) смена задних колодок на обоих байках в середине пути, разрыв проводков в результате падения меня на спуске с песком и винтик раскрутился на багажнике, на креплении. ВСе!
С собой брали горелку корейскую, самую маленькую и 6!!! балонов с газом по 220 гр, истратили 1,5 балона, но не было дождей. Готовили на Ольхоне и в обед кипятили воду, Из-за отсутствия дров в первом случае и ради экономии времени.
Карта Прибайкалье, альбом карт, 2-хкилометровка и GPS. Плутали слегка в районе ЛЭПа, и то потому, что не было этого участка забитого в аппарат....
GPSка у нас гармин 12, что там да как я не в курсе, это к Шурику...
Костюмы самые простенкие и дешевенькие фирмы Vaude, брали мужской у нас в Томске в магазине спорт СЕ, а мелкого размера не было в наличии, пришлось покупать в Москве, с рук, благо Шурик был там в командировке.... Стоили они 2750 (Шурик, магазин) и 1980 (моя...) Чем мне они нравяться, как в прочем и любая другая мембрана, под дождем целый день едешь и ... хорошо. Правда если сильно жарко или печет солнце и дует жутко холодный ветер - а у нас такое было!!!! - то в ней жарко ехать в горку.... Зато есть спасительные молнии подмышками (интересно, как это пишется...), открываешь и вентилируешься )) Это покрой, а еще у них, курток, перед короче спинки, везде стягивающие резинки, есть светоотражающая полоса и карман на спине. Штаны тоже прикольные, от колена идет вниз ссужение, снизу сзади молния, тоже наверное для вентиляции.... А ткань кстати Ceplex 5000 и костюм обзывается Light & Bike. Вот только веревочки на штанах на поясе не выдержали даже одного похода, вот теперь придется менять... А так мне нравяться!
Байкал - 2003 г.
- Юльчик
- ПервоМать
- Сообщения: 2190
- Зарегистрирован: 10 апр 2004, 08:17
- Откуда: Томск, Усова
- Контактная информация:
Байкал - 2003 г.
Последний раз редактировалось Юльчик 15 июл 2010, 13:49, всего редактировалось 5 раз.
"Знак Водолея, всё отдала и ни о чём не жалею, всё отдала и ничего не осталось, а рядом столько человек потерялось."
- Xenon
- Каменная жопа
- Сообщения: 5496
- Зарегистрирован: 20 авг 2004, 15:50
- Велосипед: Marin Palisades Trail'08
- Откуда: Томск, "ТАКТ"
- Контактная информация:
Блин, я не успеваю читать - за пару дней как дали писатели ! Чувствую пора самоустраняться из этого "бизнеса"...
"Всё что происходит в котелке - остается в котелке !" космический мужик Фома
Походные опусы: www.marshruty.ru
Походные опусы: www.marshruty.ru
- Xenon
- Каменная жопа
- Сообщения: 5496
- Зарегистрирован: 20 авг 2004, 15:50
- Велосипед: Marin Palisades Trail'08
- Откуда: Томск, "ТАКТ"
- Контактная информация:
А что 6 баллонов газа ?! Я ходил в поход с 16 баллонами газа Kovea и Camping Gas... Много баллонов - это нормально и не удивительно, если на них готовить еду...
"Всё что происходит в котелке - остается в котелке !" космический мужик Фома
Походные опусы: www.marshruty.ru
Походные опусы: www.marshruty.ru
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость