Основная часть отчета - написана давным давно, править ее нет никакого желания, даже несмотря на возможные комментарии моих любимых одновелофорумчан
Велопоход по маршруту:
Бийск – Стан-Бехтемир – Карабинка – Озеро-Куреево - Турочак - Артыбаш - оз. Телецкое (на катере) - Балыкча – пер. Кату-Ярык - Балыктуюль - Улаган - Акташ - Инегень - Тюнгур - Усть-Кокса - Усть-Кан - Чёрный Ануй – Мариинск – Ильинка – Черга – Манжерок – Ая – Майма - Бийск.
Сроки: 24 июля-14 августа 2004 г. (21 день)
Пройденное расстояние: 1200 км.
Схема маршрута: Краткое описание маршрута
Сибирской Швейцарией называют Горный Алтай за его удивительные красоты и кристальный чистый воздух. Щедрая природа этих мест поражает воображение: живописное сочетание могучих гор, стремительных горных рек, глади озер, яркой летней зелени, разноцветные краски золотой осени, весеннее синегорье и белоснежное безмолвие теплой зимы дарят возможность провести незабываемый отдых каждому, кто сюда попадает. Посещение Горного Алтая – уникальная возможность полностью отключиться от обыденности реального мира.
Пройденный нами маршрут интересен тем, что это своего рода алтайская "кругосветка": охватывает большинство районов Горного Алтая, различных по природе и рельефу. Как говорится, "все и сразу". Жалко, что он такой же как у большинства групп, едущих на Алтай, но что поделать, отпуск не резиновый, а хочется увидеть как можно больше.
Первый участок Бийск - Турочак - Артыбаш достаточно прост. Первая треть пути проходит по равнине и не представляет особого интереса для велотуризма. Однако этот участок был включен в маршрут намеренно, чтобы начать с более легкого и привыкнуть к нагрузкам. Дорога асфальтированная, за исключением участка от поворота на Солтон до Усть-Лебедя, где идет каменистая грунтовка. Хорошие места для стоянки на берегу Бии. Этот участок был выбран еще и потому, что не хотелось ехать по загруженной трассе Бийск – Горно-Алтайск – Артыбаш.
Через Телецкое озеро можно переправиться на катере, который ходит раз в неделю (в этом году – по нашим сведениям, по четвергам) или на частных моторках в любое время, но значительно дороже. Однако, поездка на катере обошлась нам на 200 рублей дороже, чем мы рассчитывали. Пройти тропами по левому берегу озера пешком вроде бы возможно, но с велосипедами это будет весьма затруднительно. Это тянет на самостоятельный поход. К тому же, само озеро очень красиво и имеет смысл посмотреть его именно с воды.
Долина Чулышмана, на мой взгляд, одно из красивейших мест Алтая. Правда, дорога довольно тяжелая - грунтовка с камнями разных размеров. Населенные пункты попадаются редко. Место для стоянки найти достаточно легко. Перевал Кату-Ярык - самый трудный на всем маршруте - 3,5 км крутого серпантина. Далее, до с. Балыктуюль дорога вполне нормальная, если не считать вторую ее половину, которая в дождь размокает и становится труднопроходимой.
На участке Улаган - Акташ второй по сложности перевал Улаганский. Дорога частично асфальтирована. Справа от дороги много красивых озер.
От Акташа до Ини маршрут проходит вдоль р. Чуя по Чуйскому тракту с оживленным движением, асфальт, ехать легко.
Инегень - Тюнгур - самый сложный участок на маршруте. Когда-то давно существовала дорога, вырубленная в скале над Катунью. Со временем она обвалилась и теперь по ней можно пройти чуть дальше места впадения Аргута в Катунь. Далее идет конная тропа. Часть пути приходится проходить велопешком.
От Тюнгура можно совершить радиальный выход на перевал Кара-Тюрек, с которого видна самая высокая гора Алтая - Белуха (4506 м). Вдоль р. Кучерла идет грунтовая дорога, ехать можно только первые 10 км. Далее – пешая тропа.
Участок Тюнгур - Усть-Кокса - Усть-Кан ничего сложного собой не представляет, дорога частично асфальт, частично - вполне приличная грунтовка. Населенные пункты, где можно пополнить запасы продуктов, попадаются по несколько раз в день. Из Усть-Коксы уже ходят автобусы. Перевалы Громотуха, Кырлыкский, Келейский заметно проще пройденных ранее. От Черного Ануя идет дорога до с. Каракол. В том районе есть несколько интересных пещер - Музейная, Разбойничья и другие. На р. Шинок каскад из трех водопадов (высота 5, 15, 75 м). После Черного Ануя мы решили вернуться на Чуйский тракт, о чем немного пожалели. Но обо всем по-порядку.
СОСТАВ ГРУППЫ Руководитель группы Одиванов Александр Он же OSSS Завхоз группы, казначей, летописец Одиванова Юлия Она же Юльчик Механик группы Козьмин Алексей Он же веломеханик из магазина (тогда еще) «Фантастик-спорт» Медик группы, штурман Дацько Александр Он же DAlik Фотограф группы Пешко Олег Он же POA
К алтайскому походу мы начали готовиться заранее. Купили билеты за 45 суток до отправления, зарегистрировали наш поход в новосибирской МКК как поход второй категории сложности, т.к. более сложную категорию никто из участников не мог ни везти, ни участвовать по правилам МКК. Я, как завхоз, закупила мяса, насушила его. Были сшиты чехлы на велосипеды для всех участников. Осуществлен общий ремонт одежды. Всей группой сходили на рынок, приобрели майки с коллективными номерами. За две недели до похода у всех участников появилось непреодолимое желание проверить работоспособность своего железного коня, в результате было обнаружено множество мелких поломок, и все усиленно принялись чинить, менять, мыть, перебирать и смазывать…. А я все шила и шила….
День 0, отъезд (24 июля) суббота
Томск – Бийск
Все было просто невообразимо нервно. Сначала Олега, накануне отъезда объявил, что уезжает с пятницы на субботу в Тайгу. При этом его велосипед требовал срочного вмешательства веломеханика, и был отдан в ремонт Грише. Короче, Олега в Тайге, Шурка Дацько паяет всю ночь напролет генераторы и тому подобные штуки. Леха вообще не выходит на связь. Для нас все было обычно и практически спокойно. Утром в субботу Шурик съездил в Академ, забрал Олегов велосипед. Мы упаковались еще накануне вечером, но утром перед отъездом перепаковались еще раз. Днем сходили в гости, полюбовались новорожденным племянником. Часа в 4 приехал мой младший брат, и чуть позже мы втроем двинулись на вокзал. Приехали, спокойненько разобрали байки, упаковались. Я пошла за флажками, и в это время приехал Далик, а так же подошел Олега, который приехал в город около 5 часов. Пока они упаковывались, мне вкратце рассказали историю этого дня каждый из них. У Олега, в общем-то, ничего страшного больше не произошло, он приехал в Томск, поехал домой, забрал велорюкзак и поехал на вокзал. Далик отличился, он всю ночь паял, поэтому рюкзак собирал второпях перед поездом, и первая забытая вещь выяснилась уже в машине, на которой его отвозил папа на вокзал. Он забыл паспорт. Было решено, что паспорт ему привезет мама. Еще куча вещей, которые ему хотелось иметь в походе, были оставлены дома, и выяснялось это постепенно, но некоторые он вполне успешно купил, пока мы ехали в поезде. Но это была не самая страшная история сборов на Алтай. Пока мы вчетвером собирали байки и озирались по сторонам в поисках провожающих и телевизионщиков, пригласить которых нам кое-кто обещал, подали поезд.
Конечно же, наш прицепной вагон был в противоположной стороне от того места, где были мы. Пришлось перетаскиваться, благо провожающих было достаточное количество. Мы загрузились. И тут мы осознаем, что кого-то не хватает. А где же Леха?!
А Лехе в это время было очень весело. Он разобрал байк, упаковал его и спокойненько сидел дома и ждал друга, который обещал отвезти его на вокзал. Когда больше ждать стало просто невозможно, Леха собрал велик и рванул своим ходом к поезду. Ситуация усложнялась еще и тем, что ехать ему надо было с конца Мичурина через весь город, а еще он хотел заехать на работу, взять шлепки в поход. Короче просто супер. Говорит, что ехал, а в голове крутилась только одна мысль – ТОЛЬКО БЫ НЕ ПРОКОЛОТЬСЯ! Мы в это время уже загрузились, проводники попались душевные и вместе с нами переживали отсутствие еще одного нашего участника. Я уже достала Лехин билет и собралась было отдать его кому-нибудь из провожающих. Но Леха приехал!!! За 20 минут до отправления поезда! Все быстро, за 5 минут, разобрали последний байк и затолкали его в вагон. Потом мы сфотались на прощание, сели и поехали. Поход начался!
День 1 (25 июля) воскресенье
Бийск - р. Бехтемир, пробег 55,5 км, за 3часа, Vсред. 18, 5 км*
* - показания моего велокомпьютера, который, по сравнению с другими, врет на два км, вперед, естественно
День в пути начался у нас лишь 16:00, т.к. до этого мы ехали в поезде. Ехали весело, с шутками прибаутками. Временами, пока была связь, выходили в Интернет, передавали привет байкерам в Томск. Как всегда, каждый был занят различными делами: из веселого – Олега вышивал крестиком. В Барнауле была длительная стоянка, около двух часов. За это время мы успели прогуляться по привокзальному рынку, Далик купил себе «китайские тапочки», прикупили витаминчиков в виде яблочек и бананов.
Начало похода было ознаменовано неприятным инцидентом – мы выяснили, абсолютно случайно, что наши билеты на обратную дорогу не действительны. Началось все с того, что в поезде, рассматривая билеты, я увидела, что билет Лехи оформлен не верно, в фамилии забыта последняя буква. Решили сразу на вокзале, по прибытии пойти к начальнику вокзала, а в итоге выяснили, что билеты у нас не на 13 августа, как мы считали, а на 13 июля, день, который уже давно остался в прошлом. Тут же купили билеты на обратную дорогу.
Байки мы собирали под начавшийся мелкий дождичек. Да, подумала я, вот и началось…Бийск встретил нас дождем и резкими порывами ветра, причем так мело песок, что очень скоро все ощутили его на зубах. Но к тому моменту, когда все наконец-то собрались, и были улажены все проблемы с билетами, погода, в общем-то, наладилась…
16:10 Наконец-то можно с полной ответственностью заявить, что поход все-таки начался, теперь уже наверняка. Но сначала нам необходимо было закупить недостающие продукты, для этого заехали в попутный магазинчик. Цены сразу поразили. Если не ошибаюсь, то уже в Бийске хлеб стоит почти 10 рублей. По крайней мере, весь поход хлеб был очень дорогой, а в остальном – вполне приемлемо, возможно, на пару-тройку рублей все дороже.
Несмотря на наличие ГПС, и довольно подробной схемы выезда из Бийска на нужную нам трассу, мы все же поплутали немножко. Но потом нашли «языка», допросили его с пристрастием и выехали на нужную нам дорогу. Если честно, то надо было сразу ехать вверх, а на нужном повороте мы поехали вдоль горы, когда необходимо было лезть в горку, просто поехали по легкому пути. По совету Варнака, еще в городе мы затарились питьевой водой, т.к. дальше до самого места ночевки и, правда, не было никаких источников.
16:40 Наконец-то выехали из города. Справа видно городское кладбище, а как в туалет то хочется. И тут, как по заявкам крутящих педали, о чудо, туалет! По моему компу, примерно в 10 км от вокзала. Естественно, мы не смогли проехать мимо, не заглянув внутрь. Видно, недавно их построили, еще чистенько и приятненько. Обязательно посетите при случае. Путь наш лежит в сторону Турочака. Дорога до р. Бехтемир – асфальт, на мой, избалованный юбилеями вкус (у нас к празднику на особо важных направлениях закатали просто обалденный ровненький асфальт), не очень хорошего качества, кочки, колдобины, правда, ямок не сильно много. Ехать, лично мне, было нелегко, возможно, сказалось довольно длительное отсутствие тренировок, я последний раз две недели назад каталась . После 29 км столба стали появляться горки, сначала с уклоном в 12 %, а потом и 6%. Я ехала и вспоминала фразы из отчетов, что этот маршрут тем и полезен, что здесь рельеф как будто создан для «вкатывания». Везде были фразы, что здесь очень легко едется. Да, если так будет продолжаться и дальше, то мне уже страшно. Хотя дальнейшая дорога оказалась впоследствии не такой уж и страшной, на мой взгляд…
День 2 (26 июля) понедельник
р. Бехтемир – за д. Озеро-Куреево, пробег 96 км, за 6 ч. 30 мин., Vсред. 15 км\ч
Подъем был не просто ранний, а ОЧЕНЬ ранний. Пробудилась я ото сна в 5:30. Сразу же принялась писать дневник, но, к сожалению, мне так и не дали в дальнейшем реализовать эту деятельность, поэтому почти весь отчет о походе мне теперь приходится писать по памяти. Насчет раннего подъема могу сказать следующее: мы довольно быстро пришли к консенсусу, что вставать и выезжать надо стараться как можно раньше. Это решила вся группа, хотя по началу такому раннему утру были многие не довольны. Дело в том, что погодная ситуация была такова, что уже часам к 10 становилось довольно жарко, а в 13-14 было просто невыносимо жарко. Поэтому выезжали рано, в обед мылись, купались, отдыхали, часика два, а уже с 15-16 часов ехали дальше. На взгляд нашей группы, это самое оптимальное решение. Таким образом, проснулась я в 5:30, но из палатки вылезла лишь через полчаса. Несмотря на усилия руколя, народ так и не смог быстро собраться, начало движения лишь в 8:30. Да, сразу видно – новички. Но справедливости ради, должна сказать, что это было лишь начало. Уже через день, все точно знали, где его вещи, а где нет. Каждый знал, как каждая вещь лежит в его рюкзаке, в какой штанине, на какой высоте. Поэтому процесс сбора по утрам стал занимать меньше времени. Руколь после этого немного подобрел.
А теперь вернемся к 26 июля, утро было туманное, но было тепло, около 12 градусов. Причем туман был какой-то периодичный, то густой, то рассеется понемногу. Пока ехали, иногда было ощущение, будто едешь в воде, настолько туман был водянистый. Все утро ехали, как «ежики в тумане». Иногда впереди едущего участника просто не было видно. Шурика я различала по его красной футболке. Однажды остановились после очередной горки попить водички, закусить орешками, как из тумана вылез огромный комбайн и попер на нас. Причем мы стояли на обочине, дальше довольно большой скос. А он тоже, из-за своих немаленьких габаритов, ехал, как можно сильнее прижимаясь к обочине. Мы значится, стоим, ждем, пошли на таран, выжидаем, у кого раньше сдадут нервы. Так вы представляете, он, чуть ли не в 10 метрах от нас начал обруливать преграду на своем пути, и ведь объехал. А сколько пыли то он поднял… Мы его немножко пропустили, постояли, полюбовались туманным пейзажиком и поехали дальше. Надо сказать, что в этот день Далик испытывал свою динамку, поэтому ему надо было, чтобы средняя скорость была порядка 15 км\час, а я все еще не могла разогнаться. Вот и плелась где-то в конце, а мужики меня на горках ждали.
Местность становится пересеченнее, больше спусков и подъемов, опять уклон в 6 и 12 %. Пока дорога – асфальт. Пейзаж очень сильно напоминал мне Байкал, да и погода была примерно такая же, особенно если сравнивать по дням. Хорошо бы и дальше погода нас радовала, как в прошлом походе. Окружающая природа стала постепенно меняться. Вначале были холмы и сопки, а теперь уже на горизонте стало все больше гор. После 80-го км столба есть развилка. Налево дорога уходит на Солтон, направо – Карабинка, а нам прямо – первая деревня Сайдып. Причем, как всегда по закону подлости, наша дорога явно самая плохая по качеству, видно невооруженным глазом. Асфальт очень быстро превратился в каменистую грунтовку. В отчетах читала, что дорога здесь – крупный щебень, но на деле все оказалось весьма…. Забавно, кое-где камушки были с кулак, а еще кое-где и больше. Самое забавное, так это тот факт, что на развилке мы были часов в 11:30, уже хотелось кушать, но многим захотелось хлебушка со сметанкой, да и место не нравилось, поэтому, найдя «языка», Далик выяснил, что следующая деревня всего-то в 24 км отсюда. Говорит, за час то доедем, ага, щас, так и за час. Что такое крупный щебень мы прочувствовали на своих попах и руках, которые отбили. Причем сначала дорога идет по довольно ровным зарослям кустарника, а затем ровных участков становится все меньше, пока они, наконец, не исчезают совсем. Я бы сказала, что на нашем пути был первый перевал, я кое-где по традиции шла пешком. Но на вершине не было ленточек, зато открылся прелестный вид на Бию. Там стоит постоять. Спуск захватывал дух, но сильно нельзя разогнаться, т.к. все тот же щебень и ямки попадались довольно часто.
14:30 Сайдып.
Погода просто замечательная, жара, мы на обеде покупались в, как всегда, мелкой речушке по колено. И сразу же стали мазаться антипригарным кремом. На градуснике около 35 градусов. Да уж, здорово, вот вам и дождливый Алтай! Так же помыли и смазали цепи.
16:50 Обед наконец-то завершился, едем дальше. На выезде из Сайдыпа набрали еще раз воды. Скоро, уже немного осталось, приблизимся к Бие. До самой развилки на Солтон мы ехали вдоль реки, но как бы по вершине горы, а река течет внизу в долине. После Сайдыпа же мы все ближе и ближе стали придвигаться к РЕКЕ. На душе стало приятнее.
19:30 Встали на ночевку километров через 10 от Озеро-Куреево на берегу Бии. На указателе Турбаза «Огонек» свернули к реке, проехали по берегу. Там довольно много подходящих мест, но и желающих их занять тоже достаточно. Но мы все же нашли и себе местечко. Вечером купались в ледяной воде Бии, у Олега сводило судорогой ноги. Леха немного рыбачил, но итог был неутешительный, одни потери рыболовных снастей. Возникла необходимость в следующей подходящей деревне заехать в рыболовный магазин. Сказывалась близость населенного пункта, вокруг шныряли моторки и молодежь на мотиках. Но все обошлось, были приняты меры предосторожности. Вообще, лично у нас, особых проблем с местными жителями не возникало, за исключением одного случая, но об этом позже. Я имею в виду, прежде всего случаи кражи, описанные во многих отчетах. Дров здесь было достаточно. Вокруг красота!
за д. Озеро-Куреево – за д. Тулой, не доезжая до Телецкого 24 км, пробег 87 км, за 5ч. 5 мин, Vсред. 17.5 км\ч.
Поднялись не очень рано, всего-то в 5:30. Все как всегда. Стенания по этому поводу были еще долго слышны. Примерно до самого выезда, который сегодня состоялся аж в 8:00.
Мы быстро позавтракали и запаковали вещи. Начала сказываться тренировка, да и все уже привыкли к своим вещам, как лучше упаковываться каждый тоже уже для себя уяснил.
Утро вновь было туманное. Правда, туман сегодня был не такой как вчера. Как только я вылезла из палатки, вообще было ясно. Сегодня у нас с мужем круглая дата – годовщина свадьбы, три года! Но когда народ стал выползать из палаток с криками – Дайте мне руколя, я его….
Тут же наполз туман, и это спасло Шурика. Желание всей группы исполнилось, мы наконец-то смогли быстро собраться, руколь снова подобрел.
08:00. Выехали на дорогу. Дорога - все та же каменистая грунтовка. Машины ездят редко, но пылят. Благо, еще довольно рано и машин пока не очень много. Немного проехав, я увидела, как мне показалось, в стороне от дороги слева ПЕЩЕРУ. Мы с Олегом пошли на разведку. Протоптали целую трассу, но в итоге увидели лишь маленькое углубление. Было немного обидно, что это оказался лишь обман зрения. Мы поехали дальше, все время всматриваясь в окружающие горы, я боялась просмотреть следующую достопримечательность Скалу «Иконостас». Но все оказалось довольно просто, ее невозможно проехать. На участке между Удаловкой и Усть-Лебедем дорога в одном месте идет очень близко к Бие. Там есть такой поворот, сверху поднимаешь голову, и вот оно, творение рук человека.
Перед Усть-Лебедем начался асфальт, который должен идти уже до Артыбаша. Должен, но не обязан. Временами он так же резко кончался, но и так же резко начинался. По каким то своим, лишь местным дорогостроителям известным законам, проложен асфальт на Алтае.
12:20 Обед. Проехав Иконостас, вскоре стали высматривать место для обеда. Скоро подъехали к мосту через речку Лебедь – довольно крупная, широкая река. И красивая. Сначала хотели остановиться прямо под мостом, но потом посовещались и решили проехать немного дальше. На одном из отворотов влево, свернули и поехали вниз, к реке. Спуск был довольно крутой, я ехала и думала, что потом в эту горку придется подниматься.
15:00 Вот и закончился обед. Опять едем. Во время подъема видела множество малины, но есть не стали, мы, как всегда жутко торопились. Меня опять мучил переклюк. Даже в такую горку заехать не смогла.
15:30 Турочак. В первом попавшемся магазине купили продуктов. Меня сразу же поразило: пустые полки, никакой очереди и довольно высокие цены. Круп почти нет. Но все самое необходимое все же приобрели. Тут же, рядом с магазином на колонке набрали воды. Руколь с Лехой, посчитав, что в этой деревне нам больше ничего не надо, уехали вперед. В итоге мы пролетели на одном дыхании всю деревню. А в ней были еще магазины, Интернет-клуб, почта, да много чего еще. Как никак районный центр. В центре деревни был замечательный вид на Бию, аж дух захватило. Но вот остановиться мы не рискнули, боясь гнева руколя. Там даже был рыболовный магазин, в который так хотел попасть Леха. А потом еще так искренне сожалел, как же он его не заметил?!
Мы втроем заехали за батарейками и игральными картами, которые вроде бы были нам нужны, но которые никто не взял из дома. А дальше опять бешеные скачки по горкам вдогонку.
Но все никак не давали мне мои нервы спокойно жить. Когда в очередной раз мужики бросили меня и очень далеко уехали вперед, я подумала. И решила, а чем я хуже?! Неужели не смогу ехать так же быстро, как они. Сказано, сделано. Поехала очень быстро. Все бы ничего. По прямой, в общем-то, мне было довольно легко держать темп, я это уже проходила на первомайском пробеге. Но вот в горку я все же не могу ехать в таком же, как они, темпе. А дорога все гористее и гористее становилась, поэтому мне было плохо. Но без последствий! За это я люблю свой организм.
На перекрестке с дорогой Верх-Бийск остановились, мне последнюю пару дней хотелось блинов. Но вот цены кусачие – 10 рублей штучка. Зато с начинкой из земляники и сметаны. Купили по одному, порадовали свои желудки. Бабушки поахали, как же мы, бедные, везем такие рюкзаки огромные, но вот цену не сбавили.
А дальше опять горки, об этом нам так же сообщили «сердобольные» бабушки. Возле Тулоя дорога опять вышла к Бие. Время было уже довольно много, да и силы были почти на исходе, поэтому стали выискивать место для ночлега. На очередном крутом повороте увидели вполне подходящую площадку, правда довольно близко к дороге, но все подходящие места, которые мы проехали до этого, уже были заняты. Поэтому решили вставать тут.
19:37 201 или 202 километровый столб. Встаем на ночевку, на берегу Бии, проехав деревню Тулой. По некоторым подсчетом не доехали до Телецкого озера всего 34-35 км. Место не очень удачное, близко к дороге. Там еще какая-то речушка впадала в Бию. Этот бивуак видно пользуется спросом у матрасников, поэтому здесь довольно загажено. Ночью нам мешали спать какие-то автомобилисты. Вечером опять купались, у Олега уже почти не сводило ноги. Из неприятного – комары. До этого я заметила, что комары доставали лишь по вечерам, да и то только до того момента, пока не смоешь всю грязь за день. Во всяком случае, в кусты можно было сходить спокойно в любой точке нашего похода. Мы брали «Бибан», но брызгались, и то только по привычке, лишь в начале похода. Потом мы про него благополучно забыли, а вспомнили лишь в конце. После купания, комары исчезли.
День 4 (28 июля) среда
За Тулоем - Артыбаш, пробег 41 км, за 2ч. 45 мин., Vсред. 17 км\ч.
На этот день у нас была запланирована дневка на берегу Телецкого озера. Но вчера мы так и не смогли доехать до него. А вот теперь я еще посмотрела отчеты и поняла, что это не реально было бы. Поэтому сегодня у нас будет лишь полудневка.
Подъем был в 6:00. Мы наконец-то вошли в ритм, и собрались за два часа. Таким образом, стартовали в 8:00. По планам, вполне реальным, хотели доехать до Артыбаша, закупить продукты на ближайшие три - четыре дня, узнать все про катер, встретиться с новосибирской группой и отдохнуть полдня. До Телецкого долетели чуть меньше чем за три часа. Руколь, как всегда вместе с Лехой ехал где-то там, впереди, а я плелась позади, иногда мне составлял компанию то Олега, то Далик. В Артыбаш приехали к 10:50. По километровым столбам 236 км от Бийска. Вот наконец-то и Телецкое озеро!
Как только въехали в деревню, тут же заглянули в первый попавшийся магазин, купили по мороженому и отпраздновали свое присутствие здесь. Продукты пока не стали закупать, о чем я потом пожалела. Мы увидели по этому берегу стоящие катера, спросили у местных, где можно узнать про завтрашний рейсовый катер, но ничего вразумительного в ответ не услышали. Решили ехать к катерам, и там все узнавать. В Артыбаше есть несколько отдельностоящих стоянок катеров. На каждой мы слышали в ответ, что катера пойдут завтра. Они экскурсионные, экскурсия стоит 700 рублей с человека. Нас они согласились отвезти на тот берег за 300 рублей + 100 рублей за байк. Но, во-первых, было не понятно, возьмут ли они нас всех, вместе с новосибирской группой, а во-вторых, сказали, что устье Чулышмана обмелело, там катер не пройдет. Придется вызывать с того берега баркас, и доплачивать еще по 50 рублей с человека. В общем, договорились, что в девять вечера, кто-нибудь из нас съездит еще раз на пристань, и все точно обговорит.
Как я уже говорила, продукты мы не купили, а последняя пристань была в конце деревни, возле турбазы «Эдем». Поэтому возвращаться всей группой было неохота. Решили найти место, разбить лагерь, пообедать, а потом кто-нибудь съездит в деревню, купит необходимые продукты. Так и сделали. Проехали лотки с сувенирами, почти все что-нибудь купили. Площадка с платными местами нам не понравилась, т.к. там было очень много матрасников, все загажено, да и открытая площадка под палящим солнцем казалась очень уж непривлекательной. Еще и деньги за это платить?! Поехали дальше.
Место нашли вполне приличное, даже дрова были. В очередной раз мелькнула мысль, а зачем мы везем газ? Пока готовили кушать, все искупались в Телецком озере. Вода, я вам скажу, в духе Алтая. На нашем месте было довольно далеко мелко, хотя я не сильно проверяла. Дно не очень приятное, особенно в сравнении с р. Лебедь, воспоминания о котором были еще свежи. Погода нас все время радовала. Было очень тепло. На удивление – сухо. Так мы и не увидели дождя, хотя прошло уже столько дней, удивительно. Соседствовали с нами народ из Новосибирска, матрасники. Пообедав, Шурик с Лехой поехали по магазинам, тариться. Мы им такой увесистый список составили, что просто необходимо было купить. Приехали они лишь через пару часов, пытались звонить домой, но так и не дозвонились, тут выясняется, что они чуть ли не половины не купили из всего списка. Далик с Олегом поехали еще раз. Но далеко они отъехать не успели, встретили новосибирцев и вернулись вместе с ними, показали, где мы остановились. И уехали все же в магазин. Так и прошел этот день, я бы сказала абсолютно бестолку. А ведь можно было посетить даже вокруг того места, где мы стояли столько достопримечательностей…
Лирическое отступление. Телецкое озеро – очень красивое, я очень рада, что мы смогли его посмотреть, да еще в ясную погоду. И еще рада, что мы проплыли по нему, такие озера, как Байкал и Телецкое, обязательно нужно посмотреть с воды. А теперь немного данных об этом уникальном озере.
День 5 (29 июля) четверг
Артыбаш - р. Башкаус, пробег 32 км, за 2 часа 25 мин, Vсред 14 км\ч.
5:30 Все дружно поднялись, быстренько начали упаковываться. Завтрак был запланирован из бутеров для облегчения сборов, а точнее убыстрения. В 6:10 мы уже были готовы и поехали в сторону пристани. Новосибирцы еще собирались. В 6:45 подъехали к пристани и тут же стали грузиться. Нам сказали ставить велики сверху на будку капитана, причем желательно было туда же скидать и все рюкзаки. В 7:15 наша группа полностью загрузилась, в это время подъехала вторая группа. Теперь они пачкали палубу, которую наш гид так старательно отмывал. В итоге, за час обе группы спихали свое снаряжение и были готовы двигаться в увлекательное плаванье. Но не тут-то было. Как я уже говорила, мы так и не нашли дешевого государственного суденышка, а на котором плыли – это экскурсионный. В этот день экскурсия была у группы отдыхающих из пансионата «Эдем». Мы так рано поднялись и загрузились, т.к. нам сказали, что в 8:00 - старт. В общем, мы постояли, подождали, пока все матрасники наконец-то соберутся на палубе. За это время все желающие пофотались, а так же мы наблюдали замечательную картину охоты хищной птицы на более мелкую, но на видео никто не успел ее запечатлеть. Около 8:15 отплыли. Пока стояли, погода как всегда радовала. Несмотря на раннее утро, солнышко даже припекало. Как только отплыли, сразу подул ветер. Особенно сильно это ощущалось на носу. Там все сидели, одетые во все свои, самые теплые вещи. Я была к такому готова, и еще на стоянке, как только вылезла из палатки, оделась потеплее, хотя ехать до пристани было жарковато. Зато мне не надо было рыться в рюкзаке, до которого еще нужно было добраться, чтобы достать теплые вещи.
У нас был экскурсовод Роман. В общем-то, довольно хорошо рассказывал. Но только в начале, после посещения водопада Корбу, он как и наш капитан, пошел отмечать получение денег водкой. Вот так и плыли. Я, к моему сожалению, всю экскурсию не слышала – ушла на нос, там сидели новосибирцы, а потом пришел Далик с вопросом о медведях. Я сначала не поняла, чего это он про них заговорил. Тут то и выяснилось, что на носу ничего не слышно. Пошла к байкам, слушать. Как я уже сказала, байки мы составили все на крышу, там же разместились наши баулы, а новосибирцы бросили свои рюкзаки на носу. Поэтому им было проще, нам, чтобы раздеться, столько трудностей надо было преодолеть. А еще хотелось кушать, завтрак уже весь улетучился, а до обеда еще было очень далеко. В ход пошли печеньки, выуженные Олегом из закромов родины, но на всех их оказалось мало. Спас нас водопад, там, на берегу предусмотрительно расположились тетушки с чебуреками, пирожками и другой снедью. Купили по чебуреку, особо голодные – по два. Очень сильно понравился и запомнился чай травяной. Сколько потом сами заваривали и где-то еще брали, нигде больше такого не попадалось. Очень все было вкусно.
10:45 Заходим на водопад Корбу. Посещение в этом году стоит 30 р. Мне водопад понравился, особенно если учесть, что единственное подобное явление природы я видела в Томске, метровой высоты. Не очень понравилось, что, как всегда было очень много народу. Чтобы сфотографироваться на фоне только водопада, а не чьей-нибудь спины, приходилось проявлять все свое мастерство фотографа.