Планировалось проехать как можно дальше, посмотреть как можно больше. Причем без ночевки, за один день, а соответственно без палатки, котелка и т.п. Так родился маршрут Томск-Юрга-Тайга-Томск с посещением нескольких достопримечательностей - Бойцового камня, Аникиного камня, Иткаринского водопада, еще хотели заехать в Юргу на Мемориал Победы и на Таловские чаши. По плану вышло 280 км. Однако погода в день похода внесла существенные коррективы в маршрут

Итак, в наличии было три велосипедиста, три велосипеда, три рюкзака и немного еды. И еще кусок пленки для шалаша на всякий пожарный:) Хотя две трети маршрута было проложено вдоль жд и в экстренном случае можно было прыгнуть в электричку. Выехать решили пораньше, на всякий случай (и кстати это потом весьма пригодилось). В пять утра был старт от Томска первого. И сразу на старте обнаружилась поломка - у вела, взятого на поход у друга, был сломан вал задней втулки. Благо, дело известное, запчасти имелись - и через 20 минут мы все-таки выдвинулись. Да и вообще по матчасти у нас было несколько косяков - у одного вела были проблемы с кареткой, у другого тупо не было задних тормозов, ну и сломанный и замененный вал на третьем.
40 км асфальта до Ярского пролетели легко и непринужденно (и ничто не предвещало проблем:)) Здесь мы ездили не раз, а дорога до Синего Утеса вообще как дом родной. Ночью прошел дождь и дорога большей частью была мокрой. На Бойцовом камне остановились пофотать и осмотреться. На горизонте были такие хмурые тучи.. И нам как раз в ту сторону надо было. В общем, только отъехали от камня - начался ливень. Пришлось быстренько переодеваться. Но как выяснилось позже - дождь по барабану, если нет дороги. А ее совсем скоро и не стало. Поблудили вокруг лагеря, нашли нужный шлагбаум - и оказались на полевой дороге. Это было что-то. По ней пешком-то трудно идти было, а велы мгновенно набирали грязь и колеса не крутились. Трава на обочине не сильно помогала, а дождь еще больше усугублял. В общем, сначала пробовали ехать, потом пробовали катить велы - в итоге решили свернуть сразу к Томи - там хоть деревья и трава. А дома на карте все было чинно-благородно, и по плану у нас было полчаса от Бойцового до Аникина. Угу. К реке было двигаться проще - велосипеды помаленьку очистились от грязи, колеса стали крутиться, а скоро и колея от машины по траве появилась. Эта травяная дорога привела нас к весьма уютному (при условии хорошей погоды) местечку, там было костровище и стол с лавочками. С видом на Томь. К самой Томи вела довольно крутая тропинка. Мы по ней сначала пешком на разведку спустились - и решили дальше двигаться под берегом. У воды организовали первый перекус и помыли велы. Это была протока и вода там была такооой теплой. Когда двинулись вдоль воды дальше, выяснилось, что не сильно-то легче стало. Начались камыши да осока, потом вообще пришлось по воде шлепать пешком. Кое-где пытались ехать по мелководью:). Картина маслом - из-за поворота реки выплывает мужик на лодке, видит троих велосипедистов в Томи и как давай над нами угорать. Вы, говорит, либо идиоты, либо шпионы. Еще он нас обрадовал, что до Аникина камня еще пилить километр - а пешком по воде это как-то неприкольно. Мы ему говорим - по верху ехать невозможно - он поржал и ответил - а тут вы, типа, едете. Послушав мужика, решили пройти еще немножко по воде и подниматься наверх. Подойдя к скалам, мы начали штурмовать вершину, надеясь открыть эпоху нового спорта - велоальпинизма. Не открыли. Там такая жесть началась, и от греха подальше спустились обратно и пошли снова по воде, высматривая место поудобнее. Снова мужик проплыл. И вот вроде нашли более-мене удобный выход на берег, стали продираться по крапиве, траве выше роста. Были ли тут до нас велосипедисты-идиоты и встретим ли мы их скелеты? Больше получаса мы вползали по крутому склону с высоченной травой. В итоге залезли все же обратно наверх, выдергали траву из звезд - ибо передачи даже не переключались - и по колее машины в траве доехали до Аникина камня. Пофотались. Эпопея с полевыми дорогами, однако, на этом не кончилась. Ехать было можно, но приходилось каждые минут десять останавливаться и чистить звезды и колеса. Чуть не проскочили нужный поворот на Сосновку. Из "навигационных приборов" были только распечатанные карты да ГуглМапс на телефоне. Вот и разглядывали на маленьком блеклом экране эти дороги.. Свернули, спустились в лог. Снова грязища, снова пешком. Вышли к речке - брод метров двенадцать шириной. Подумали было что-это уже Усть-Сосновка, от которой до деревни рукой подать. Но фиг-то там. Навстречу бодро выехала Нива, и ее водитель нам поведал, что это была речка Шумиха, протекает она по границе Томской и Кемеровской областей. А до деревни еще километра четыре.
Спустя некоторе время добрались мы до этой Усть-Сосновки. Там уже брод пошире. Поскольку по картам и по словам водителя Нивы после деревни начиналась гравийка, то мы основательно вымыли велы в речке. Проехали деревню, выехали на гравийку. Она хорошая, укатанная, ехалось весьма сносно. И вот тут как раз мы и изменили маршрут - первоначально планировалось заехать на Иткаринский водопад, а оттуда в Юргу. Но дорога к водопаду - та же полевая, насквозь раскисшая - да еще и километров сорок. Итак потеряв много времени, решили вычеркнуть из маршрута водопад вместе с Юргой. Двинулись по гравийке на Яшкино. 9 км до Ленинского, 35 км до Яшкино. Километров за двадцать до Яшкино нас обогнала бортовая газелька с тентом, мигнула аварийкой и остановилась. Парень предложил нас подвезти, говорит - дождь же на улице! Мы отказались, но этому парню просто космический респект! Это было на самом деле очень приятно. За семь километров до Яшкино и в нем самом был асфальт. За городом снова кончился... Хозяйке на заметку: самая длинная в мире стиральная доска находится в Кемеровской области. И находится она между Тайгой и Яшкино... Пару раз нам гудели товарняки, когда дорога совсем рядом с жд проходила.
Перед Тайгой обнаружились монументальные буквы. Мы там сфотались и больше уже в тот день не доставали фотоаппарат. И темно, и не до него уже было. В Тайге мы попетляли, но все же попали на вокзал. Дорога по указателям видно для таксистов - можно было напрямки намного короче добраться. Выехали на перрон, расположились на лавочке и стали ужинать. Проходящий мимо народ прикалывался над нами (ну мы же знаем, что они нам завидовали:)). Встретили пару знакомых. Они тоже над нами поржали. Пока стояли на перроне, объявили посадку на две электрички до Томска. Времени был уже восьмой час, до Томска 80 км, и соблазн сесть в электричку был велик. Однако, если уж ехать - то до победного конца. Закончив нехитрую трапезу, стали думать, как бы выехать из Тайги. Два дяденьки транспортных милиционера нам не помогли - "Извините, мы не местные..." А таксист помог. Правда, добавил, что дороги на Томск нет. Мы ему объяснили, что это для нормальных людей нет, а для нас найдется. Тоже поржал.
Выехав из города, проводив последнюю электричку - из которой нам кто-то помахал рукой - двинулись по дороге вдоль жд. Нацепили фонари. Теперь уже точно либо до Томска своим ходом, либо ночевать.
Дорога кончилась через 11 км. Дальше - по насыпи, по двадцатисантиметровому отрезку между шпалами и откосом. При свете фонариков, под дождиком, скорость небольшая - 10-12 км/ч. До Басандайки ехали часа три. Пару раз падали под откос, пару раз уступали дорогу поездам. В Басандайке выбрались на широкую гравийку, которая, однако, под дождем расхлюпалась. Дабы уточнить направление, хотели остановить машину, но первая встречная со свистом умчалась вдаль. Водитель второй уверил нас, что не заблудимся - прямо и прямо.
Кстати говоря, про Чаши, естественно и речи уже не было.
В Межениновке начался асфальт - который уже не кончался до финиша - по которому мы ехали неспеша, на расслабоне. На дороге встречались какие-то птицы - скорее всего, совы - одна вообще лениво прям перед колесами взлетела. Дождь как назло кончился, хотя мог бы нам велы помыть. Ну, дорога знакомая, без происшествий, по пустынным селам добрались до Томска. К вокзалу подъехали в три часа ночи. Грязные, усталые, довольные.
Итого с пяти утра до трех ночи, под дождем, 225 км (из них около 100 - асфальт, а кое-где наоборот на себе тащили). С погодой не повезло, а так все планируемые 280 вполне бы осилили. Однако, под дождем тоже интересно:) Синим отмечен первоначальный маршрут - с заездом на Иткаринский водопад и в Юргу на пароме. Красным - то, что получилось.
На следующий день болела кожа на ногах от грязи, ныла шея. Ноги - нормально. Можно было продолжать поход

PS Полноразмерные фотки и одно видео (где-то в середине между фоток) - http://hdd.tomsk.ru/desk/uursllck