Тема про карбон

Статьи, размышления и прочая полезная информация о велосипеде и человеке, на нем едущем.
Аватара пользователя
kaminari
Гуру
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 11 май 2012, 23:19
Велосипед: Argon 18 Ga Pro | Eastway Zener | Zaskar Expert
Откуда: Буревестник

Тема про карбон

Сообщение kaminari »

Поговорим о карбоне. Щас у нас среди велосипедной индустрии повсюду карбон то, карбон сё, а понять что-то за всей маркетинговой шелухой довольно тяжело. Все говорят о каких-то там мифических преимуществах хрен пойми чего, а справедливость подобных заявлений оценить крайне сложно. Я очень не люблю кашу из несистематизированной информации в голове и потому решила создать эту тему.

По своему обыкновению, решив немного просветиться на интересующую меня тему, я начала изучать информацию. Её обилие, разрозненность, противоречивость и местами слабая подкрепленность конкретными фактами, меня откровенно удивила. Я попыталась найти ответы на все интересующие лично меня вопросы касательно карбона и собрать их в одной статье. Все тут написанное ни в коей мере не претендует на истинность в последней инстанции, академичность или авторитетность. Экспертом я не являюсь, так что все обсуждаемо. Предложения, возражения, дополнения и исправления всячески приветствуются, но при условии наличия сколь бы то ни было весомых аргументов и/или ссылок на источники или указание литературы.

Внимание! Много букв :)

Что это такое?

Что же такое карбон? Если занудствовать и цепляться к словам, то carbon это углерод. Однако нас интересует не он. Есть два понятия, carbon fiber (углеродное волокно) и Carbon-fiber-reinforced polymer (полимер, усиленный углеродным волокном, - углепластик). Так получилось, что оба этих материала называют карбоном. Лично мне кажется, что любовь к сокращениям и обобщениям в итоге привела к путанице в терминах, а затем и в головах конечного потребителя. Давайте попробуем разобраться по порядку.

Практически весь карбон (нити), используемый в велосипедной индустрии, получается из полиакрилонитрила (ПАН) путём окислительного пиролиза и последующей стабилизации в инертном газе (*). Нити углерода очень тонкие (примерно 0,005-0,010 мм в диаметре), сломать их очень просто, а вот порвать достаточно трудно. Из этих нитей сплетаются ткани.
Карбон-композит, углепластики - полимерные композиционные материалы из переплетённых нитей, содержащих углеродное волокно, расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Плотность — от 1450 кг/м³ до 2000 кг/м³. Материалы отличаются высокой прочностью, жёсткостью и малой массой, часто прочнее стали, но гораздо легче (по удельным характеристикам превосходит высокопрочную сталь, например 25ХГСА). Основная составляющая часть углепластика — это нити углерода (уточняю, не обязательно ПАН типа).
В состав композита могут входить различные материалы, - арамид (н-р пара-арамиды Кевлар, Тварон), алюминий, файбергласс (стекловолокно), металлический бор и пр. Связывающим полимером обычно выступают термореактивные смолы, н-р эпоксидные, но так же находят свое применение термопласты, такие как полиэстер, винил эстер или нейлон.
Состав композита будет во многом определять его механические свойства.

Почему карбон так удобен для использования в велоспорте?

Тут все достаточно очевидно. Использование карбон-композита позволяет достигнуть той же прочности и жесткости конструкции, но при гораздо меньшем весе. Композит является анизотропным материалом (в отличие от изотропных металлов и сплавов), то есть его механические свойства зависят от направления волокна. Комбинируя волокна в различных направлениях можно добиться оптимальных качеств различных элементов конструкции. Это же свойство позволяет карбоновым рамам успешно гасить вибрации от неровностей дорожного полотна (потому что вибрации не могут распространяться в одном направлении).
Из-за особенностей изготовления (почему станет ясно ниже), можно добиться практически любой формы готового изделия. А значит у инженеров куда больше возможностей и свободы в создании «идеальной» геометрии рамы.

Какой же карбон лучше выбрать?

На деле понять, какой карбон используется в вашей раме довольно тяжело. Производители могут понаписать всякого. В случае китайкарбона вообще остается только гадать, что за материал они берут. К тому же, многие «рецепты» композитов являются проприетарными и состав вам никто добровольно не скажет.

К слову о проприетарных рецептах. Многие производители в своих буклетиках пишут о том, что в своих рамах они используют исключительный, особенный композит, разработанный непосредственно для велоспорта. Однако я встретила информацию следующего характера. Мировое промышленное производство карбона и карбон-композита в значительной мере монополизировано. Почти 70% всего материала на мировом рынке производится японскими корпорациями (Mitsubishi, Toray, Toho). На спортивную индустрию приходится около 20% всего потребления карбона. Если брать только велоспорт, то его доля будет составлять всего 5%. Насколько оправданы затраты на исследования и разработку каких-то особых композитов именно для велосипедных рам без серьезных расчетов сказать сложно. Поэтому таких композитов производители карбона якобы не выпускают. Композитов, разработанных например для аэро- и космической промышленности, оказывается более чем достаточно. Соответственно, искренность заявлений производителей велосипедной продукции вызывает серьезные сомнения.
Кто из двух сторон этой дискуссии лукавит, я судить не берусь. Тем не менее, считаю, что к любым маркетинговым ходам вело-брендов стоит относиться с изрядной долей скепсиса.
Тем не менее, попытаемся немного разобраться в том, по каким критериям различают те или иные виды карбона.

По каким характеристикам классифицируют карбон?

Механические свойства
Грубо говоря, в материале для рамы нас интересуют две основные характеристики – предел прочности (tensile strength) и жесткость, которая определяется модулем эластичности (elastic modulus).

Вспомним процесс получения нитей карбона из полиакрилонитрила, описанный выше. Полученная нить под микроскопом будет напоминать ствол дерева. Ствол, плотный в центре, с шероховатой корой. В таком виде у полученного стандартного карбона модуль эластичности равен 33 msi (миллион фунтов на квадратный дюйм). Если продолжать очищать нить от её рыхлой «коры», то можно получить нить меньшего диаметра и несколько большей плотности. На ту же единицу площади таких нитей можно положить больше, а модуль эластичности будет выше. В практике это означает, что можно получить конструкцию равную по жесткости, но при этом в гораздо меньшем весе. Условно, модуль эластичности 33 msi считается низким (low modulus), 42 msi средним (intermediate modulus), от 55 msi и выше – высоким (high modulus). Производства волокон с высоким модулем сопряжено с высокими издержками (и соответственно с высокой стоимостью), а само волокно получается хрупким, и использовать его приходится с осторожностью. Сейчас я часто вижу использование сочетания High Modulus carbon, HighMod carbon или HM carbon в описаниях карбоновых рам среднего и выше уровня. Однако, многие недобросовестные производители называют карбон high modulus при реальном модуле эластичности в 33 msi или 42 msi. Подать на них в суд за ложную рекламу не представляется возможным, поскольку сами определения четко не прописаны. Остается лишь уповать на добросовестность бренда и сколь высоко он оценивает репутационные риски. Так же стоит учитывать, что большинство рам конструируются, используя композиты различных типов. Так что хаймод карбона там может быть лишь часть слоев, а на ярлычке все равно будет гордо красоваться High Modulus carbon.

Как было сказано выше, с возрастанием модуля эластичности падает прочность карбона. Поэтому перед инженерами стоит весьма серьезная задача, - как добиться оптимального баланса. Насколько я понимаю, решается она собственно составом композита и финальной конструкцией изделия, в которой комбинируют несколько слоев карбона-композита с различными характеристиками.

Например так:
Изображение

Другие характеристики

Теперь перейдем к другим характеристикам, по которым часто маркируют карбон. Наверняка многие из вас встречали на тех же сайтах китайкарбона обозначения вроде 3K, 12K, UD. Что это означает? Подобная маркировка относится к плетению углеродного волокна. Нити собирают в полоски, и эти полоски переплетают друг с другом. 1K означает, что в полосе 1000 нитей, 2K – две тысячи, и т.д. Обычными форм-факторами являются 1K, 2K, 3K, 6K, 12K, 24K, 50K. В изготовлении велосипедных компонентов наиболее популярен карбон 3К. Встречаются так же 12K, реже 1K и 2K.

На рисунках: 1К, 3К, 12К, UD
Изображение Изображение Изображение Изображение

Эта маркировка указывает лишь на форм-фактор и никоим образом не является признаком тех или иных свойств самого волокна. Имейте это в виду. Единственное отличие между, например, 3К и 12К, о котором можно сказать с уверенностью и наверняка, это внешний вид, не более. Ведь, сами понимаете, плести полосы тоже можно по-разному, не говоря уже о свойствах самих волокон.

Маркировка UD означает Uni-Directional, - т.е. однонаправленный. В таком форм-факторе нити не переплетены между собой, а уложены в одном направлении и скреплены полимерной смолой. Угол, под которым на листе уложены нити, соответствует разным механическим свойствам. Для изготовления рам обычно используют листы с углами 0° градусов, + 30°, - 30°, + 45°, - 45°, 90°.

Грубо говоря, каждый угол соответствует следующим атрибутам:
0°, 90° - прочность и жесткость по длине
+ 30°, - 30° - сопротивление скручиванию (торсионная жёсткость)
+ 45°, - 45° - высокая весовая нагрузка

Изображение
фото Felt Bicycles

Каждый вид используется для изготовления различных частей конструкции рамы. Обычно, разные типы накладывают друг на друга в соответствии со специальными чартами. Здесь важно, насколько корректно спроектирована геометрия рамы и рассчитана нагрузка на разные её части (для этого, как и во многих других отраслях промышленности, сейчас применяют анализ методом конечных элементов).

Прежде чем дальше разговаривать об особенностях материалов, рассмотрим возможные конструкции рам.

Какими бывают рамы из карбона?
Карбоновые рамы по своей конструкции делятся на два типа.

1.Композитные (lugged )
Lugged frame термин еще времен изготовления стальных рам. Технология заключается в том, что узлы, соединяющие трубы, являются отдельными деталями конструкции, - хомутами.
Карбоновый материал для рамы может быть в двух формах. Либо это листы препрег (см. ниже), либо уже подготовленные трубы заданного диаметра и профиля. Такие трубы нарезаются и вклеиваются в узлы-хомуты. Узлы могут быть сделаны из разнообразных материалов: карбона, титана, алюминия или стали.
Из недостатков подобного метода изготовления рам можно назвать относительно высокий вес и, в случае использования готовых труб, существенные ограничения в выборе формы рамы.

2. Монокок

Монокок (от гр. Mono – один, фр. coque - оболочка) – это означает, что крупные элементы рамы (н-р передний и задний треугольники), а иногда и вся рама целиком, представляют из себя цельный элемент. При правильно рассчитанном дизайне и качественном производстве, такая структура позволяет наиболее равномерно распределить нагрузку на раму. Лучший способ избежать чрезмерной нагрузки на места узлов – не иметь их вовсе. К тому же, монокок-конструкции предоставляют инженерам куда более широкую свободу для фантазии в дизайне внешней формы рамы.

Давайте теперь попробуем закрепить полученные знания, расшифровав спецификацию какой-нибудь крутой карбоновой рамы.
Columbus HM UD Carbon Monocoque: Columbus производитель композита. HM – high modulus, то есть с высоким модулем упругости. UD – Uni-Directional, значит рама делалась из однонаправленных препрегов. Монокок – конструкция рамы представляет собой единую структуру.

Как изготавливаются карбоновые рамы?

Карбон-композит как материал часто продают листами, вымоченными в невулканизированной смоле – т.н. pre-impregnated sheets или prepreg (препрег). Препрегом может быть и плетение (всякие там 1К, 3К и пр.), но чаще речь идет об однонаправленном карбоне. В таком виде карбон обычно расположен на бумажной подложке и продается рулонами.

вот так:
Изображение

Плотность волокна на листе может быть разной и измеряется в граммах на квадратный метр (Grams per Square Meter, GSM). Некоторые маркетологи и этот параметр пытаются использовать для запудривания мозгов потребителя. К качеству самого композита это значение не имеет никакого отношения.

Для того чтобы избежать произвольной вулканизации смолы (после которой работать с ним будет уже невозможно), препрег должен находиться при особых условиях хранения, перевозки и обращения. Хранение и перевозка осуществляется при низкой температуре, а работа с ним требует климат-контроля производственных помещений.

Отмечу, что какой-то полной автоматизации в процессе изготовления карбоновых рам не существует. Листы препрега укладываются, клеятся и закладываются в формы вручную. Да, вы не ослышались, высокотехнологичные рамы гоночных велосипедов на всех этапах делают исключительно руками (разве что лист на части по кальке режут машины :)).

В общих чертах процесс производства рам из препрега выглядит следующим образом. Силиконовая форма (или каркас из твердой пены) вручную обкладывается листами препрега. В готовую конструкцию вставляется пузырь. Затем конструкцию закладывают в стальную форму и качают пузырь до давления в 150 psi. После того, как закладка готова и силикон убран, конструкцию опять закрывают в форму и «выпекают» при температуре 220 фаренгейт примерно 40 минут. Таким образом, смола вулканизируется и материал затвердевает, излишки смолы удаляют из конструкции. За точные значения времени, температуры и давления ручаться не буду. Общая суть более-менее ясна. После завершения выпекания, раму доводят до ума (в косметическом плане), тестируют, красят, наносят деколи.

Небольшой ролик с процессом производства.
Весь процесс изготовления требует исключительно высокой квалификации работника. Дело в том, что для корректного изготовления изделия надо строго действовать инструкциям. То есть: как класть листы, какие, какое количество, в каком порядке и прочее, чтобы получить именно желаемую конструкцию, точно соответствующую рассчитанной и спроектированной. Это как печь торт по рецепту. Вроде продукты те же самые, но тут неправильно смешал, здесь не доложил, там передержал в духовке. И все, как говорится, уже не торт :) При автоматизации строгие параметры задать проще, нежели при ручном труде, где широкое поле для вмешательства человеческого фактора. Все эти особенности предъявляют очень серьезные требования к производителю, начиная от оборудования рабочих помещений и заканчивая квалификацией каждого сотрудника.
Именно поэтому при работе с карбоном контроль качества (Quality Control, QC) на всех этапах важен как никогда.

Реалии рынка. Чем плох китайкарбон?

Внесем в статью немного конкретики, не связанной с технологическим процессом.

Большая часть карбоновых рам, продающихся сегодня, изготовлены в Азии, на фабриках, каждая из которых обслуживает несколько брендов. Представления о том, что Specialized владеет своей фабрикой в Тайване, Trek своей, и Scott своей, попросту ложны.

Современные велосипедные бренды - узнаваемые большинством потребителей – в большинстве своем попросту инженерные и маркетинговые центры, а не производители. Они заключают контракты с OEM (Original Equipment Manufacturers), отсылают им дизайн продукта, и уже OEM ответственны за производство, которое может включать в себе как отправку голой рамы бренду для завершения (в таком случае на этой раме вполне может красоваться надпись Made in Italy), так и производство полностью готового к продаже велосипеда.

Часто несколько брэндов работает с одним и тем же ОЕМ, в тоже время, каждый из этих брендов может работать с несколькими ОЕМ для производства разных моделей велосипедов. Сеть широка и довольно запутана.

Например, ОЕМ производитель ADK работает с группой компаний CSG, которая владеет брендами Cannondale и GT, а так же с ASI, владеющей брендами Fuji и Kestrel. Таким образом, рамы Cannondale, GT, и Kestrel, а так же некоторых других брендов, производятся на фабриках, принадлежащих одной и той же ОЕМ компании.

Есть и обратные примеры, когда компании начинавшие как OEM, в итоге сами создавали узнаваемый бренд. Компания Giant Bicycles из Тайваня уникальна тем, что начинала как ОЕМ, и все еще работает с другими брендами (например M10 от Colnago производят на фабрике Giant), однако сумела вырасти до уровня, позволяющего не только заниматься своими собственными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР, R&D), но и, что более важно, своим собственным маркетингом. В качестве другого похожего примера можно назвать тайваньскую Merida.

В среде OEM производителей бытует такое понятие как «open mold frame» (mold –стальнаяформа,в которой выпекают рамы). Это форма, которой владеет OEM. Такую раму они могут продать любому бренду по своему выбору. Бренды, покупающие open mold, не контролируют процесс дизайна, инженерной разработки и выбора композитного материала для продукта, который они впоследствии продают. Обычно, вся их работа заключается в выборе цветовой схемы и наклеивании своих логотипов. Среди разных мелких брендов частенько можно увидеть рамы, похожие как две капли воды. В российских интернетах такие рамы называют каталожными (из разряда чистых спекуляций - ходят упорные слухи, что каталожные рамы покупает и красиво красит, например, Cube).

Форма:
Изображение

Многие бренды покрупнее выкупают форму и никто, кроме них, ей пользоваться легально не может.

Принимая всю эту информацию во внимание, становится очевидно, с какими рисками сопряжена покупка китайкарбона. Почему их рамы стоят так дешево? Из цепи производственных издержек убирают R&D, работу по инженерным расчетам и дизайну (они используют уже готовые молды), затраты на маркетинг, сертификацию и т.п. Самое важное, невозможно сказать, как хорошо там работает контроль качества. Репутационные риски заставляют бренды очень жестко подходить к вопросу QC, тогда как у китайкарбона подобных рисков практически нет (1. закрыл старый «бренд», 2. сделал новый на тех же производственных мощностях, 3. ..... 4. Профит). Никогда не знаешь, какие конкретно композиты используются для той или иной рамы и чего от них ожидать. Одну и ту же модель рамы из одной и той же формы могут сделать из разных видов композитов, а продавать по одной цене. В общем, тут как повезет. Если покупатель считает подобный риск оправданным низкой ценой, бога ради. Но это справедливо, когда человек действительно эти риски осознает, а не как у нас обычно бывает.

Достижения современности и будущее технологий.

На данный момент, предельным весом для рам серийного производства (то есть когда издержки производства более-менее оправданы), считается 750 гр. Легче рамы делает лишь компания Cervélo. Рамы серии CA весят 700 гр. Для их производства приходится создавать особые условия производства («clean-room environment»), и большая часть специалистов индустрии считают, что стоимость издержек, необходимых для избавления от этих 50 гр, а значит и итоговая цена рамы, совершенно не оправданы. В конечном итоге, большая часть общего веса складывается на компонентах.

Если говорить о будущем карбон-композитных материалов, то стоит упомянуть технологию углеродных нано-трубок. Это направление активно развивается в последнее время, так что и до велосипедной индустрии использование этих технологий может найти свое применение. Например компания Easton-Bell Sports (выпускающая продукцию под брендами Easton и Bell – ваш кэп), в партнерстве с Zyvex Performance Materials уже использует композиты с технологией нанотрубок в целом ряде своих велосипедных компонентов.

Да и наверняка маркетологи от сочетания углеродные нано-трубки придут в полнейший восторг.

Ну-с, вроде все :) Если появятся какие-то вопросы, которые мне в голову не пришли, смело пишите, будем разбираться вместе.
Garmin Connect | Strava
苦痛は一瞬, 勝利は永遠.
Аватара пользователя
kozarez
Понимающий
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 11 апр 2010, 16:29
Велосипед: gt 2.0

Re: Тема про карбон

Сообщение kozarez »

й
Последний раз редактировалось kozarez 30 янв 2014, 19:59, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
kaminari
Гуру
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 11 май 2012, 23:19
Велосипед: Argon 18 Ga Pro | Eastway Zener | Zaskar Expert
Откуда: Буревестник

Re: Тема про карбон

Сообщение kaminari »

kozarez писал(а):такие статьи обычно называют "статья ни о чем". вроде бы и затронуты все аспекты, но по сути каких либо выводов по ней вообще нельзя сделать.
Такая задача первоначально и не стояла. Кажись, я довольно четко в начале обозначила, что хочу внести ясность в понятия, а не устраивать краш-тесты рам различных производителей.
Garmin Connect | Strava
苦痛は一瞬, 勝利は永遠.
alex71ru
Гуру
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 17 июл 2008, 11:40
Велосипед: ChiCarb 29er/Fox Float 29RCL/SunRingle Radium
Контактная информация:

Re: Тема про карбон

Сообщение alex71ru »

kozarez писал(а):такие статьи обычно называют "статья ни о чем". вроде бы и затронуты все аспекты, но по сути каких либо выводов по ней вообще нельзя сделать. нафига велосипедисту знать композитная рама или нет, какие там сплетения, если нету никаких сравнительных характеристик по рамам, фирмам и прочее...
а то, что производят на одних заводах рамы многие фирмы, так можно сказать следующее - когда был потоп в тае, то винты перестали производить по всему миру, тк движки для них делал только тайланд, но это не говорит о том что движки для китайских винтов и каких-нибудь сони будет изготовлены на одном технологическом уровне
лучше не читай, и не думай, вдруг голова заболит или еще че-нибудь случитца, вдруг задумаешься о модуле упругости на дороге и задавишь какое-нибудь 4х колесное.
кантрийщеги - кто они? трусливые DHники, или ленивые шоссеры?
Автолюбитель - демократ-либерал?
alex71ru
Гуру
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 17 июл 2008, 11:40
Велосипед: ChiCarb 29er/Fox Float 29RCL/SunRingle Radium
Контактная информация:

Re: Тема про карбон

Сообщение alex71ru »

Единственное, на что я бы обратил внимание, как доверие и вера в бренда. В его невероятные возможности по инженерным, дизайнерским расчетам, а также в его супер надежную систему контроля качества.
В погоне за баблом, инженерный и дизайнерский расчет заменяется пиарманагерством, а расчет конструкции сводится к тому - чтобы она сломалась (выработала свой ресурс) сразу же после окончания гарантийного срока, а система качества - это всего лишь написание кучи абсолютно бессмысленных бумажек огромной армией чиновников-манагеров.
ЗЫ
а статья годная, спасибо :thumbsup:
кантрийщеги - кто они? трусливые DHники, или ленивые шоссеры?
Автолюбитель - демократ-либерал?
Аватара пользователя
kaminari
Гуру
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 11 май 2012, 23:19
Велосипед: Argon 18 Ga Pro | Eastway Zener | Zaskar Expert
Откуда: Буревестник

Re: Тема про карбон

Сообщение kaminari »

Ну как раз тому, что говорят бренды я особо не верю :) Именно обилие маркетинговых уловок меня и сподвигло попытаться разобраться, что к чему. А то понапишут всякого, какие то сокращение, циферки, а понять, хорошо это или плохо, сходу и не получится. Я просто указала, что контроль качества и инженерная работа при изготовлении карбоновых деталюшек штука важная. Просто в силу особенностей материала. А вот насколько эта работа хорошо выполняется, остается на совести бренда. Мне просто кажется, по логике чем выше репутационные риски, тем больше средств на такие вещи будет тратить бренд. Разумеется, это некая идеальная модель. Но хочется надеяться на неё, чего уж там %)
Garmin Connect | Strava
苦痛は一瞬, 勝利は永遠.
Аватара пользователя
kozarez
Понимающий
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 11 апр 2010, 16:29
Велосипед: gt 2.0

Re: Тема про карбон

Сообщение kozarez »

й
Аватара пользователя
alex_yr_iva
Гуру
Сообщения: 3675
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 14:49
Велосипед: Haro 29er + Venge из поднебесной
Откуда: USSR, Тomsk

Re: Тема про карбон

Сообщение alex_yr_iva »

Чойто тебя заклинило? Й...
Инфа в тему... афтару респект за проделанную работу :thumbsup:
Зы . молд-форму и дизайн конструкции могу потянуть "на себя" ... ищу парочку китайцев для "колдовства" со смолами и 1-го отиороженного таджика для зачистки и полировки готовой продукции 8)
Продаю разное... или меняю 8)
alex71ru
Гуру
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 17 июл 2008, 11:40
Велосипед: ChiCarb 29er/Fox Float 29RCL/SunRingle Radium
Контактная информация:

Re: Тема про карбон

Сообщение alex71ru »

alex_yr_iva писал(а): ... ищу парочку китайцев для "колдовства" со смолами и 1-го отиороженного таджика для зачистки и полировки готовой продукции 8)
магута подойдет? :lol: :lol: :lol:
кантрийщеги - кто они? трусливые DHники, или ленивые шоссеры?
Автолюбитель - демократ-либерал?
Neuroscan
Гуру
Сообщения: 2646
Зарегистрирован: 12 июл 2007, 01:07
Велосипед: niner air 9 rdo

Re: Тема про карбон

Сообщение Neuroscan »

вулканизация и полимеризация немножко разные определения.

допустим Astro ASC9A :mrgreen: ...
изготовление самой дешёвой формы для хардтейла обходится примерно в 4-5 тыщ долляров.
Вложения
20121116091332271.jpg
20121116091332271.jpg (32.33 КБ) 17053 просмотра
Dr. Peacock & Mr. Ivex - Vive La Frenchcore
Аватара пользователя
kaminari
Гуру
Сообщения: 992
Зарегистрирован: 11 май 2012, 23:19
Велосипед: Argon 18 Ga Pro | Eastway Zener | Zaskar Expert
Откуда: Буревестник

Re: Тема про карбон

Сообщение kaminari »

Показательно %) Как я понимаю, каталожные рамы относятся и к алюминию.
Garmin Connect | Strava
苦痛は一瞬, 勝利は永遠.
Аватара пользователя
alex_yr_iva
Гуру
Сообщения: 3675
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 14:49
Велосипед: Haro 29er + Venge из поднебесной
Откуда: USSR, Тomsk

Re: Тема про карбон

Сообщение alex_yr_iva »

Может станут каталожными и титановые рамцы... размноженные на 3D принтерах. 8)
:!:
Англичане из Empire Cycles воплотили в жизнь давнюю мечту: распечатали одну из первых в мире рам из титана... :!:
http://twentysix.ru/blog/stuff/110026.html#cut
слабое место в производстве титановых рам - плохо поддающиеся деформации и гидроформингу титановые трубы...
Англичане применили 3D принтер для послойного выпекания частей монокока из титана - решив главным образом основную задачу - получение тонкостенной полой конструкции любой заданной формы - чего не удавалось сделать раньше традиционными способами обработки изделий из титана.
Пока ребятушки собрали раму из кусков, что конечно же не есть хорошо, но пока по причине неимения специализированного 3D принтера нужного размера.
Думаю как только какой нибудь Трек или Спеш приобретут нужного размера 3D принтер (что бы ваять однокусковую монококовую болванку) и выйдут на массовое производство титановых (практически вечных) рам, то китайцам с их полуподпольным карбоновым производством и демпинговыми ценами придётся заново изобретать велосипед...
Продаю разное... или меняю 8)
Neuroscan
Гуру
Сообщения: 2646
Зарегистрирован: 12 июл 2007, 01:07
Велосипед: niner air 9 rdo

Re: Тема про карбон

Сообщение Neuroscan »

как бы каталожные титановые трубы и рамы китайцы давно предлагают.

а карбон здесь коим?
Dr. Peacock & Mr. Ivex - Vive La Frenchcore
Аватара пользователя
alex_yr_iva
Гуру
Сообщения: 3675
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 14:49
Велосипед: Haro 29er + Venge из поднебесной
Откуда: USSR, Тomsk

Re: Тема про карбон

Сообщение alex_yr_iva »

Neuroscan писал(а):как бы каталожные титановые трубы и рамы китайцы давно предлагают.

а карбон здесь коим?
TwentySix.ru писал(а):На самом деле это начало эпохи, наконец то металл, в данном случае Титан показывает жирный средний палец карбону. Технологии пойдут дальше становится опять интересно: И это не толbко в велоиндустрии я прикидываю где она может еше пригодится и это клево :D
Продаю разное... или меняю 8)
Аватара пользователя
Sascha
Гуру
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: 23 май 2006, 21:01
Велосипед: Norco Nitro
Откуда: Томск

Re: Тема про карбон

Сообщение Sascha »

alex_yr_iva писал(а): Думаю как только какой нибудь Трек или Спеш приобретут нужного размера 3D принтер (что бы ваять однокусковую монококовую болванку)
вот если GT сделает монококовый трипл триангл - вот это будет круто!
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей