рефлексия на веломании: http://forum.velomania.ru/showthread.ph ... 0%B7%D0%BE
диртру негодуэ!!!11!: http://forum.dirt.ru/showthread.php?t=134512
собственно
В общем, немного подумав, я понял, что в большинстве случаев моя точка зрения на все принципиальные вопросы, касающиеся велосипеда, немного отличаются, если не сказать, что сильно отличается от мнения большинства здесь присутсвующих. Естественно, что свое мнение я считаю единственным верным и правильным. Для того чтобы воспрепятствовать флуду и взаимонепониманию на тематических форумах, я решил вывесить все свои постулаты здесь и тем самым четко определить свою личную (правильную) точку зрения на все велосипедные вопросы. Здесь вы можете о чем угодно меня спрашивать, безуспешно пытаться со мной спорить и пытаться свести меня с правильного пути.
Постулаты
(по мере написания своих постулатов, я буду вывешивать их здесь списком)
1. Велосипед дороже 500$ не нужен. Вас обманывают!
2. Контактные педали ботаникам не нужны!
3. Все, на чем ездят и во что одеты профессиональные велогонщики - это РЕКЛАМА. Верить рекламе, это как верить в Деда Мороза.
Для начала я хочу ввести несколько терминов, чтобы было понятно о чем идет речь.
Итак, всех владельцев велосипедов мы разделим на:
1. Турист (человек, занимающийся велотуризмом как однодневным, так и многодневными походами)
2. Гонщик-профессионал (ездит на чем скажут)
3. Гонщик-любитель (отличается от профессионала в частности тем, что велосипед себе покупает, а не получает от спонсоров).
4. ПВДшник
5. Марафонцы (Бреветчики) (в частности члены клуба БЗ, Караван и т.д.)ПВД - Поход Выходного Дня
ПВДшники – люди, чаще всего семья, купившая первые попавшиеся велосипеды в ближайшем к дому магазине и иногда по выходным дням катается на них в парке или уезжает загород. Обычно в велосипедах они ничего не понимают и в общем-то не хотят понимать. Ездят исключительно потому, что так ездят их знакомые, знакомые знакомых и в каком-то журнале было написано, что ездить на велосипеде полезно.
6. Артисты (экстремалы)
7. Те, кто ездит на работу. Используют велосипед исключительно как транспортное средство.
8. ПТУшники (ПТУхи)
9. БотаникиПТУшники – это велосипедисты, которые хотят попасть в элитную категорию гонщиков или хотя бы гонщиков-любителей, но из-за слабости характера, личной распущенности или чего-то еще не могут заставить себя регулярно тренироваться. ПТУшки строят из себя гонщиков, но на самом деле являются обычными катальщиками-ботаниками. В Питере таких немало. Основной их особенностью является собирание кастомов для гонок, в которых они как правило не участвуют или участвуют статистами.
ПТУшников мы пока пропустим, а про ботаников надо пояснить.
Ботаники. То, чем они занимаются не попадает ни в одну из вышеперечисленных категорий. Дать им определение очень сложно. В общем это люди, которые катаются на велосипеде в свое удовольствие, относительно неплохо разбираются в технике, но никакого смысла в их поездках нет. С одной стороны, им просто нравится кататься, с другой, кто-то из них считает что байк это модно, третьи пытаются самовыразиться. На их велосипедах иногда установлен багажник, но в большинстве случаев он пустой. На их велосипедах стоят быстросъемные крылья, но даже в 30-ти градусную жару они не снимаются. У большинства из них МТБ, но ездят они исключительно по шоссе и на злой резине... Многие занимаются непонятным перманентным ап-грейдом. Лик Ботаников очень разнообразен, но смысл один – в их поездках нет смысла и цели. Это совсем не означает, что быть Ботаником плохо. Еще многие из них постоянно сидят в инет-форумах и пишут всякую фигню
Некоторых велосипедистов очень сложно приписать к какой-либо категории, а многие относятся сразу к нескольким.
Теперь пойдем дальше. Я напишу о целевых аудиториях для велосипедов разного уровня.
1. «Горные Велосипеды» из Ленты, Велосипеды «Стелс» со стальной рамой, «Старк» аналогичного уровня и т.п. Это отличный вариант для ПВДшников.
2. Велосипеды в ценовом диапазоне 300-500. Подойдут для всех остальных. (Это первый постулат! .Велосипед дороже 500$ не нужен. Вас обманывают!)
3. Топовые велосипеды всех ведущих производителей: карбоновые, алюминиевые, супер-легкие и дорогие. Цена 3000-7000$. Эти велосипеды не покупают, а выдают на соревнования гонщикам про-уровня.
4. Велосипеды имиджевых фирм, зачастую титановые (Litespeed, Seven, Merlin, Klein, Storck и др.) Цена 5000-20000$. покупают себе нефтяные магнаты и директора заводов/фабрик для имиджа.
Очень часто Ботаники считают, что их катание вдруг неожиданно достигло про-уровня и тогда они начинают покупать или чаще собирать по частям кастомы за многие тысячи долларов, а потом хвастаться на работе и друзьям что их велосипед стоит дороже автомобиля.
-----------------------------------------------------------------------------------
Объясняю.Green писал(а):
У меня вопрос к патриарху этой ветки.
Получается что велосипед в ценовом диапазоне от 500 до 3000 у.е., не более чем маркетинговый ход продавцов, нацеленый на сверх прибыль?
Прошу объяснить.
Продавцы (производители) получают прибыль от продажи велосипедов в ценовом диапазоне 50-500$. Велосипед дороже 800-1000$ продать крайне сложно. Я хочу сказать, что для большинства потребителей (в нашем случае их процент составлят 99,9) цена в 500$ за велосипед является максимально разумной. Тратить на велосипед больше смысла нет ибо быстрее от этого никто не поедет! Единственная причина по которой люди покупают байки дороже 800$ - это желание ВЫПЕНДРИТЬСЯ. Также не стоит забывать о рынке б/у велосипедов. За 500$ можно купить вполне приличный аппарат на котором прокатились 2 раза, а потом за ненадобностью поставили в угол.
Подытоживая вышесказанное:
- Умный купит байк за 300$ и будет кататься на нем в свое удовольствие.
- Хвастун купит байк за 1000$ и будет считать себя круче остальных, хотя ни он, ни его навыки езды от покупки более дорогого велосипеда не улутшатся.
Еще есть такие люди, котором по их статусу положено покупать дорогие вещи. Если, допустим, у меня Порше Кайен, то ведь не пойду я в Ленту за велосипедом? Вот для них и существуют велосипеды за 1000, 2000 и т.д. до бесконечности в зависимости от их доходов и жадности.
------------------------------------------------------------------------------
Теперь перейдем ко второму постулату. Он касается контактных педалей.
Итак, зачем нужны контакты? Они нужны для того, чтобы максимально эффективно распределять энергию педалирования. Для кого это надо? Это надо тем, кому жизненно необходимо максимально быстро и с минимальными потерями энергии преодолеть трассу. Трасса может проходить по шоссе, по горам, по грунту, по болоту и т.д. Итак, другими словами, контакты нужны спортсменам! А зачем контактые педали покупают ботаники? Ответ ясен - они хотят ВЫПЕНДРИТЬСЯ. Отсюда следует второй постулат: Ботаникам контакты не нужны!. Зачем, например, контактные педали Протеусу? Он ведь не участвует в гонках, не ездит бреветы... Можно подумать, что на топталках он поедет медленнее! Нет, конечно. Зато ему будет намного комфортнее раз, и удобнее два! Во-первых, не нужны убогие и неудобные ботинки и можно ездить в обычных кроссовках. Во-вторых, можно поехать куда-нибудь на природу, походить по лесу, пособирать грибочки... В общем, если вы не участвуете в гонках, то контакты абсолютно лишнее приобретение. Ну, я еще могу допустить возможность использования контактов в марафонах-бреведах. Все-таки там бОльшую часть времени проводишь в седле не слезая с велосипеда.
Итак, попробую начать классифицировать "Велосипедные Болезни".
1. Техномудачество
Это когда человек (велосипедист) не знает что ему надо. Т.е. он конечно принадлежит к одной из категорий велосипедистов, но вот когда дело касется собирания кастома, он остановиться не может. Он должен попробовать буквально ВСЕ. Купить весь модельный ряд вилок РокШокс, Марцокки и Маниту, прокатиться на каждой из этих вилок по разу, продать их и купить сто двадцать разных систем и кареток, чтобы их постигла та же участь. Не надо только смеяться и принимать это за шутку. Самое удивительное что такие люди действительно есть и имена их вам известны Обычно они называют свои выходки "тестированием". Так как все их свободное время занято поиском, покупкой и продажей запчастей на катание остается совсем мало времени, так что райдеры из них выходят чаще всего фиговые. У многих из них дома стоит три-четыре велосипеда, причем эти велосипеды по своей комплектации практически одинаковые. Собирая очередной кастом они пытаются сделать его используя "непротестированные" ими ранее детали. Жизнь каждого из их велосипедов длится около года. Потом игрушка им надоедает и они бегут собирать новый. Причем, принципиально новый не будет ничем отличаться от старого.
Для общества никой опасности они не представляют, но и пользы от них ноль ибо их рекомендации и отзывы по поводу "протестированных" деталей ничего не стоят т.к. за две поездки на вилке ФОКС ничего полезного про нее сказать нельзя
2. Весодурство
Это когда велосипедист борется с весом своего велосипеда всеми возможными и невозможными способами. Болезнь начинается с посещения сайта ВейтВинес и потом прогрессирут по мере просмотра галереи на ЛайтБайкс. Облегчение велосипеда обычно начинается не с рамы или с колес (что было бы логично ), а с покупки титановых болтиков. Причем не имеет значения какая марка велосипеда у заболевшего, все равно все болты будут заменены, лишние звезды отвинчены, рубашки подрезаны и подседельник отпилен. Потом, когда он поймет, что вес убавился, а скорость не выросла под замену пойдут рама и вилка... Вторая стадия болезни связана с осознанием необходимости использования специнструментов. Самые любимые их инструменты это дрель и напильник.
Опасности для общества такие люди не представляют, а польза от них только в вызубренных наизусть весах всех компонентов велосипеда.
3. Кастомайзерство
Это самая распространенная на данный момент в велосипедной тусовке болезнь. Что такое кастом? Это когда вместо того чтобы пойти и купить готовый велосипед, больной начинает его собирать по частям. В кастомайзерстве главное точно знать чего хочешь и точно удостовериться в том, что нужный тебе велосипед не выпускается серийно, иначе к тебе приходит болезнь, которую практически невозможно вылечить.
а) Апгрейдошизия
Этой болезнью болеют обычно владельцы дешевых и самых дешевых велосипедов. Когда какая-либо из деталей выходит из строя, они считают недостаточным простого устранения неисправности, а уверены в необходимости сделать ап-грейд. Кантики меняются на ви-брейки, сварная система на разборную, жесткая вилка на амортизационную, семерная трещетка на восьмерную кассету. Больной обычно не понимает какие из деталей соответствуют уровню его велосипеда, а какие явно не в тему. Окончательно сбиться с пути помогают ему друзья на форуме, а иногда и продавцы магазинов, которым выгоднее продать более дорогую деталь. Обычно варианта два: 1) деньги есть, но человек привык к старой раме и покупать новый байк не готов. В таком случае для ап-грейда прикупается то, что в данный момент лежит на витрине и нравится внешне. 2) денег нет и когда при замене одной детали на другую выясняется, что надо заменить еще пол-велосипеда, больной просит поставить пока так, а после следующей зарплаты он докупит остальное. В любом случае все замены вливаются в значительные суммы, а результат практически всегда плачевен: ничего не работает. Достаточно часто можно встретить на улице Мериды Калахари 500 с воздушной вилкой, железные Стелсы с вживленной в них системой деор или Старт-Шоссе на Тиагре. Из личного опыта наблюдения за больными:
- Вилка МХ Комп с нарезанной резьбой для резьбовой рулевой
- Шоссейник с пистолетами Велочче на 9, кассетой Мише на 10 и задником ультегра
- Обод Мавик 717 на колесе с трещеткой на 7 скоростей.
б) Дуремарство
Этой болезнью заражаются обычно на интернет-форумах. Если некто задает вопрос о выборе велосипеда, то одним из ответов обязательно будет "собери себе кастом". Причем, советчик тоже болен кастомайзерством и не отдает себе отчет в том, что предполагаемой суммы на покупку велосипеда не хватит, чтобы собрать более-менее нормальный кастом. Болезнь прогрессирут с каждым посещением форума. Постепенно заболевший узнает что-то новое и в итоге бежит собирать себе идеальный хардтейл для гонок кросс-кантри и марафонов. После многомесячных собирательств, расспросов и покупок кастом наконец-таки готов, но ... в соседнем магазине продается точно такой же серийный на 200$ дешевле с гарантией и бесплатным ТО. Так как денег на квалифицированную сборку обычно не хватает, больной собирает все сам... Частые поломки, неработающие тормоза и переключатели - постоянные спутники дуремара.
в) Клонирование
На самом деле это одна их форм дуремарства, но заболевший обычно более продвинут в велосипедных темах, лучше понимает что ему нужно и намного больше сидит на форумах. Почему эта болезнь называется клонированием? Потому что велосипеды у заболевших получаются одинаковые. Кастомы собраны из одинаковых деталей и одинаково ни на что не пригодны. Основные моменты: вилка FOX с терралоджиком, втулки DT 240 на 6 болтов, обода DT, тормоза Hope MonoMini или Avid Jucy, карбоновые палки, цепь SRAM 990, система ХТ, привод или X.O или Шимано с манетками RapidFire, покрышки Larsen.
г) Хреносоздавательство
Все заболевшие потенциальные клиенты психушек. Что-то объяснять здесь бессмысленно, достаточно привести примеры. Самый реальный пример я сфоткал:
Рама Атом двухподвес для фрирайда или ДХ... с ходом наверное под 200мм, в нее воткнут амортизационный подседельник. Вилка Марзоччи под ось 20мм с ходом наверное 150... на нее установлен багажник. Полноразмерные крылья привинчены проволокой. Картину дополняют кантрийные педали и покрышки 2.5. В общем, это НЕЧТО!
Николаич как-то просил воскресить тему и я решил что это неплохая идея.
"Рейтинг велофирм"
Все ниженаписанное мое правильное мнение. Я только хочу уточнить, что "внутри" группы очень сложно сказать какая из фирм круче. Что круче Севен или Лайтспид ясно и так, а вот разобраться между Роки Маунтин и Клейн уж совсем не просто. Я писал рейтинг только по престижности. По катимости картина совершенно другая будет Исправления не принимаются, дополнения возможны.
1 класс. самые крутые фирмы
Seven Cycles
Titus
Merlin
Litespeed
2 класс. очень крутые фирмы
Storck
Extralite
Klein
Nicolai
Rocky Mountain
Intense
Ellsworth
Simplon
Yeti
Cannondale
3 класс. просто крутые фирмы
Cannondale
Santa Cruz
Airborne
Cinelli
LAPIERRE
Ridley
Sintesi
Steppenwolf
4 класс. марки велосипедв на которых не позорно ездить
Bianchi
Corratec
Gary Fisher
Giant
GT
Jamis
K2
Kona
Mongoose
Marin
Norco
Orbea
Schwinn
Scott
Specialized
Trek
Univega
5 класс. Велосипеды среднего уровня престижности.
Wheeler
Merida
KHS
TITERRA
6 класс. За гранью добра и зла
Author
Rock Machine
Stels
Stark
ХВЗ
В Адлере на сборах у нас родилась новая классификация велосипедистов.
Итак, гонщики кросс-кантри теперь делятся на:
1. Гонщики
2. Артисты (это гонщики, которые думают что они гонщики, а на самом деле они никто).
3. Абизяны (Это артисты которые пытаются стать гонщиками, но у них ничего не получается. На велосипеде ездят как обезьяны с полным отсутсвием техники и навыков управления, одеваются как попало (см. статью астронома) и на гонках в основном сосут. Тренируются непонятно как и основной их тренировкой является "день отдыха".
4. Клоуны (Это как абизяны, только все намного хуже. На гонках приезжают стабильно последними, на велосипеде ездить не умеют совсем, на шоссейных тренировках вываливают даже на спусках. Вид клоуна на велосипеде у любого нормального человека вызывает приступ смеха.)
У двухподвесов и титановых хардтейлов есть одна вещь, которая их роднит. Во-первых, и те и другие не катят, а во-вторых, титановые хардтейлы и двухподвесы обычно покупают те, кто недоволен жесткостью алюминиевой рамы, у кого болит спина и кто хочет чего-то помягче. В общем, туристы, ботаники и артисты.
Для чего и кому нужна титановая рама я уже писал и повторю снова:
Титановая рама не нужна если:
1. У тебя есть хорошая карбоновая
2. Если ты гонщик
Титановая рама может пригодится если:
1. Ты турист
2. Ты миллионер (относится только к продукции Litespeed, Titus, Seven, Merlin...)
3. Для сборки тренировочного вела (для зимы, например), чтобы не бояться его поцарапать/помять/испачкать/... в общем, чтобы ухаживать за ним по-минимуму. Это так же относится и к велосипеду для повседневных поездок и покатушек.
4. Для сборки марафонского вела для длительных поездок по неровному покрытию если нет денег на хороший карбон или двухподвес.
5. Если ты Протеус.
Итак, если вы внимательно все прочитали, то должны уже сами додуматься, что титановые рамы покупают в основном туристы и ботаники. Плюсы титановой рамы для туризма очевидны и я не буду заострять на этом внимание. А вот для чего титан покупают ботаники следует поразмыслить...
Титановая рама против двухподвеса.
1. Вес. Титановая рама производства Титерры потянет весы почти на 2кг. Лучшие образцы именитых производителей весят 1650-1700гр. Самая легкая титановая рама на которой не страшно ездить – 1400.
Приличная рама короткоходного кросс-кантрийного двухподвеса весит менее 2500гр. Более продвинутые и дорогие рамы могут даже
выйти из 2кг.
2. Долговечность. При использовании велосипеда раз в неделю на ПВД разницы в долговечности между титановым ХТ и двухсосисом нет. При использовании велосипеда всесезонно и часто двухподвес уже после 6месяцев - года (может и меньше) потребует замены подшипников в шарнирах. Кому нужен лишний гемор тем более если его можно избежать?
3. Понты. Двухподвес вне конкуренции.
4. Ремонтопригодность и надежность. Здесь лидер титан, хотя в полевых условиях треснувшую в походе ти-раму вам никто не сварит.
Итак, для туризма лучшим выбором будет титановый хардтейл, а для ПВДшников и ботаников, катающих в хорошую погоду и не каждый день я бы рекомендовал двухподвес. Если вы катаете каждый день, в любую погоду летом и зимой, то все зависит от ваших средств. Если есть деньги (или умение) перебирать подвеску пару раз за лето и каждую неделю зимой, то можно ездить и на двухсосисе. Если бюджет отграничен и свободного времени не так много, то поберегите нервы и катайте на хардтейле.
Кто ездит на двухподвесах:
1. Гонщики-профи. Им приходится ездить на сосисах если так скажет спонсор. На ответственных стартах спонсор обычно молчит. Обычно двухподвесам отдается предпочтение на длительных марафонах по расколбашенному покрытию.
2. Гонщики-любители. Если у человека есть деньги, силы, время и желание после каждой грязевой гонки перебирать подвеску то флаг ему в руки! Если у людей хватает нервов мыть велосипед на час дольше то это тоже их проблемы. В России нет трасс, где у двухподвеса будет неоспоримое преимущество. Так что двухподвесы для гонок выбирают только артисты.
3. ПВДшники. Катаясь на велосипеде изредка по выходным в сухую погоду намного больше удовольствия получишь от езды на двухподвесе.
4. Абизяны и прочие клоуны. Не имеет никакого значения на чем едет абизяна, удивителен сам факт что она едет!
я теперь практически звезда! знаменитость всероссийского масштаба так сказать... в последнем номере "маунтин байка" за август абизьянка не только упомянула меня несколько раз в своем отчете о МодинсКапе№2, но и на одной из страниц я обнарукжил свое фото! причем в полный рост и на велосипеде! и фото именно мое, а не фото, где я виднеюсь где-то в толпе велосипедистов ибо на фото есть только я и больше никого!!! так что я теперь не в гости езжу, а исключительно на гастроли. я обязательно куплю этот номер и повешу его на стену в рамочку.
Ладно, раз мой Блог начали читать люди вообще не имеющие никакого представления о происходящем в мире кросс-кантри в общем и здесь, на бироте, в частности, я немного прокомментирую свои постулаты, чтобы вновьприбывшим стало понятней.
1. Все что написано в Блоге имеет отношение только к покатушкам в парке, поездкам на велике на работу, ПВД и гонкам кросс-кантри начально-любительского уровня. То есть все велосипеды упоминающиеся в Блоге грубо говоря "кантрийные" и, может, только совсем чуть-чуть шоссейные. Никакого ФР, ДХ, Триала, 4Х тут нет и быть не может.
2. Говоря о велике за 500$ я имею в виду только прогулочно-кантрийные велосипеды, которые покупаются просто для езды за пивом, для туризма или для гонок кк любительского уровня.
Велосипеда стоимостью в 500$ более чем достаточно для того, чтобы выиграть чемпионат СПБ по КК и можете мне поверить, я знаю о чем говорю. Это не обязательно будет новый стоковый велосипед из магазина и скорее всего большинство деталей на нем будут б/у, но основная мысль в том, что имея на руках 500$ можно купить/собрать велик, на котором тебя никто не догонит. А если догонит, то значит ты либо мало/плохо тренировался, либо тебе просто не дано. А еще это значит, что и на более дорогом велосипеде ты никого не обгонишь. Если человек покупает/собирает велик намного дороже, то он либо достаточно богат (ведь действительно смешно, когда человек приезжает на БМВ Х5 и достает из багажника Стелс Навигатор), либо ему это положено по статусу/по работе (менеджер какого-нибудь веломагазина, веломеханик, редактор байковского журнала и т.п.), либо это желание выпендриться, либо человек поддался влиянию друзей-велофетишистов и заболел. Так вот последним двум категориям граждан (понты и заболел) этот постулат и относится. Собирать себе велики за многие килобаксы и кататься по часу в парке около дома глупая и бездарная трата времени и денег, другими словами это лоховство. Собирать себе дорогущий велик мотивируя это участием в гонках кк и соответветсвенно необходимостью легкого надежного оборудования тоже понты и лоховство, особенно если этот человек как ездил по жопам, так и продолжает ездить. Если человек все-таки добился каких-то успехов, то можно сделать небольшую скидку... Уровень велосипеда должен стремиться к уровню гонщика, а не наоборот.
3. В постулате про рекламу речь идет о том оборудовании, на котором ездят спонсируемые гонщики Про-тура, спонисируемые гонщики кросс-кантри уровня мировой элиты и т.п. Конечно же в некоторых случаях этот постулат можно применить и к более низкому уровню типа гонщиков команды "Мерида-Веломир".
То есть основная идея данного постулата в том, что Виктор Григорьевич выигрывает гонки не потому что он едет на Мериде, а потому что он Виктор Григорьевич. Или, например, человек приходит в магазин и говорит: "Я хочу велосипед Орбея, потому что на нем выиграна Олимпиада, а что такое Канондейл я не знаю." Или еще кто-то спрашивает меня хорошая ли вилка Маниту, а я ему отвечаю что это г-но, а не вилка и деньги потраченные на Мантратое - это выброшенные в помойку деньги, но в ответ я получаю что-то вроде: "Но Ведь Гунн-Рита Дале выиграла на Мантратое кучу гонок, чемпианатов мира и т.д.!!!" И далее в таком же духе.
потом в тему приходит J. Random Psycho и начинает люто, бешено доставлять
Я практически убеждён, что следует покончить с дихотомическим подходом к проблеме и перестать бросаться из крайности в крайность. Не надо пытаться решать сложнейшую инженерную задачу разрубанием надвое. Не надо выдавать априорно вынесенное решение за окончательное (т. е. за результат процесса разработки). Оно не просто компромиссно (правильное решение тоже будет компромиссным), - оно не даёт достаточной вероятности оптимальности компромисса за пределами очень узких граничных условий.
Очень хорошо, что Доктор недавно сделал ряд оговорок, сформулировав тем самым эти граничные условия и практически отказавшись от заявки на общность предложенного решения.
В общем случае следует решать задачу эволюционным, итеративным методом. Сразу оговорюсь, что граничные условия в этом случае тоже есть, и по силе они вполне сравнимы с Докторовыми. Просто акцент перенесён с потребностей "казуала" на потребности "заболевшего", что на данном форуме (и подобным ему по основанию увлечённости темой), я считаю, более оправдано.
Итак, задача: найти конфигурацию покатушечного вела. Параметры: бюджет, режим эксплуатации и обслуживания, стиль катания, физические особенности райдера, ландшафтные особенности мест катания, таблица приоритетов свойств конструкции. Голова идёт кругом? Верно, так и должно быть. ) Сразу должно быть понятно, что если готового решения (вида "кантрийник за 500 баксов") нет, то можно гарантировать, что с первого раза правильного результата не получим. Со второго, скорее всего, тоже. И с третьего, особенно учитывая развитие уровня райдера. Но мы совершенно точно знаем, что эти две последовательности сходятся: уровень райдера выходит на насыщение, а конфигурация вела приближается к оптимальному компромиссу. А значит, решение есть. И не беда, если условия задачи обновляются (вплоть до оказания качественных последствий на результат) в ходе решения. Не беда, а закономерность. )
Хреносоздавательство при этом есть неизбежный этап развития. Не лажается только тот, кто не лабает. Также надо быть готовым к тому, чтобы примерять на себя высказывание "лох платит постоянно" (и отметать его как демагогию: мы идём к конкретной цели, заведомо зная, что она есть. А достигнув её, определяем следующую). Разработка любой системы требует ресурсов. Понты мы отбрасываем как идейно чуждое явление, отвязывая себя от притяжения или отталкивания относительно тех или иных компонентов по признаку их гламурности. Следует оперировать в первую очередь степенями свободы, предоставляемыми суперпозицией стандартов интерфейсов в системе, а также репутацией надёжности тех или иных компонент, подходящестью компонент под текущие условия и т. п. категориями.
Разумеется, полученный результат может, в частном случае, оказаться мало отличим от какого-либо готового вела, продаваемого в магазине. Но я не берусь утверждать, что вероятность выпадения такого случая оправдывает позицию, согласно котоой надо было "сразу брать КК комплит за 500 баксов и не страдать фигнёй". При долговременном и прогрессирующем увлечении катанием гораздо вероятнее, что такого вела окажется недостаточно уже через год.
Приведу свой пример. Я пришёл к концепции хромолевого трейлового хардтейла с пружинным RockShox Pike, с бескамерными самосборными колёсами на Mavic XM819 и втулках Hope Pro 2 и с покрышками UST с герметиком (зимнее переднее колесо другое, под камеру), с тормозами Avid BB7, с карбоновым широким райзером и средне-коротким выносом, с грипсами системы ODI, с трансмиссией 1х8 с грипшифтом и ведущей звездой на 32, с переклюком Saint с короткой лапкой, со злыми топталками и с эксцентриковым зажимом подседела Hope. По каждому пункту готов обосновать выбор (т. е. часто даже то, почему именно этот выбор - лучший из возможных), и каждый пункт получен итеративным процессом. Концепцию в целом - тоже готов обосновать. И я специально обращаю внимание на то, что таких комплитов в магазинах не бывает... это область нишевых решений, где действуют маленькие фирмочки, вроде Transition, DeVinci, Orange и т. п.
Разумеется, в 500 долларов я не вписываюсь даже близко, и не вписался бы, даже если бы знал результат с самого начала. При этом вел превосходно удовлетворяет моим требованиям, поступиться в угоду удешевлению в нём нечем, а улучшить можно только титановой рамой с кастомной геометрией и фичами. Другими словами, это не идеал, но чертовски к нему близко. ) Это сбалансированная и гармоничная система, венец эволюции (и её тупик, разумеется: ведь ресурс балансирования универсальности и специализации практически исчерпан).
Ну вот... взглянем на разнообразие биологических видов в природе. Каждый из видов - результат долгого процесса адаптации, т. е. исчерпывания того ресурса, который при заданной физической платформе (тип метаболизма, например) управляет балансом между специальностью и универсальностью. Смещение от баланса в сторону универсальности - потеря производительности особей и тем самым естественный отбор. Смещение в сторону специализации - и вид огребает риски, связанные с низкой биоразнообразностью. Такие виды редко протягивают долго, т. к. очень неоптимально откликаются на изменения в среде обитания.
А если пытаться по аналогии с 500-баксовым кантрийником свести всё разнообразие видов к пресноводным рыбам, например, или к шакалам (или к людям... вот тут, правда, жутковато делается, - но это совсем отдельная тема) - получим перевёрнутую с ног на голову, креационистскую картину, где жизнь существует волей демиурга, и формы этой жизни обусловлены замыслом демиурга. А теперь представим, что условия ареалов обитания разрабатывали другие демиурги, исходя из других требований, и с разработчиком биологических видов не особо советовались. ) В итоге окажется, что эти его готовые виды смогут заселить только некоторые участки, да и то если повезёт. И если в ТЗ на планету было оговорено условие нижнего порога на биомассу, то далеко не факт, что это условие будет выполнено при таких методах разработки. В случае с велами - будут обширные участки местностей и типы райдеров, для которых бюджетный комплит окажется неприемлем (и самое худшее, они могут об этом не догадываться - просто надоест катать и бросят, или ударятся в ватокатство и алкорайдинг. Ещё худший вариант - бросят и новичкам расскажут, что не стоит связываться).
PS
Итерации процесса разработки конфигурации вела в этой параллели соответствуют скачкообразным мутациям биологического вида.
Это обычная моя манера излагать мысли, требующие более чем двух-трёх фраз для записи. Одно из следствий профессионального искажения восприятия действительности, если угодно. ) Так или иначе, у меня нет ни цели, ни ресурсов для того, чтобы на каждом шагу доказывать, "что не верблюд", тем более исходя из предположения о повсеместности презумпции верблюдности. Впрочем, это отдельная большая тема...
Вел используется по прямому назначению, т. е. для покатушек. ) Это вел "для всего" (для всего, что и где я катаю, разумеется). Он не для соревнований, не для дальняка, не для жести, и не вписывается в какую-либо дисциплину, имея при этом черты нескольких сразу. Основные сферы применения - синглтрек, триальные темы (природные и городские) и commuting. Т. е. в хорошую погоду можно надеть снарягу и поехать в лес, в погоду поплоше - осваивать городские темы, в совсем плохую - просто матрасно ездить из конца в конец города (город компактный, это многое прощает) в цивильной одежде. Кстати, заточка вела под медленные техничные вещи в этом очень сильно помогает..
При этом вел обладает очень впечатляющей боеготовностью. Т. е. требует мало обслуживания - как правило, всё сводится к "схватил и пользуйся", - песня просто. ) Тот самый "комплит за 500 баксов" по обслуживаемости сравним с моим велом, а по производительности - сливает на порядок.
Вижу, зажим заинтересовал. ) А всё просто: он цельнометаллический, т. е. без всяких пластмассовых и резиновых деталек. И рычажок старого образца удобный. Зажимает он лучше большинства других подобных конструкций, при этом усилий прикладываешь меньше. Чем легче настроить высоту седла, тем вероятнее, что она подходит под текущую тему катания, только и всего (да, я знаю - это называется лень).
PS
Впрочем, Вы правы, конечно. Из-за этой своей проклятой образованности я никак не могу затусить с чодкими пацанчиками на раёне.
А как же иначе? Утилитарность - означает полезность, адаптированность к задаче, нестандартное решение. Такие решения простыми не бывают..
Или имеются в виду багажник, полные крылья и т. п.? В этом случае я заверяю всех присутствующих, что этим как раз не болею. )
Итак, чего я ещё не упомянул..
Рама. Cove Handjob XC. Хороший хромоль. Весит 2 кг с копейками. Всё остальное в этом жанре или слишком тяжёлое, или хлипкое, или геометрия слишком специализирована, или труднодоступно. Алюминиевые рамы такого типа весят от 2 кг, но я не уверен, что мне понравится, как они едут. Представьте себе что-то среднее меду Santa Cruz Chameleon, Giant STP и Commencal VIP Absolut 4X... по-моему, ужасно. )
Вилки. RockShox Pike 454 U-Turn и Magura Odur (только этой зимой). Принципиально только пружинно-масляные и с простыми демпферами сжатия, у которых есть блокировка с открытием при сильном ударе. При этом нетяжёлые из-за хорошего уровня выполнения и незаточенности под дёрт и ФР. Больше ничего подобного никто не делает. Поглядим, что рокшокс выставит на Sea Otter Classic в этом году...
Колёса. Бескамерка UST с герметиком находится, для моих целей, в огромном отрыве от всего остального по сочетанию надёжности, массы, катимости и универсальности. Если бы соотношение асфальта и грунтов было более в пользу асфальта, то имело бы смысл ставить защищённые (или просто дубовые) средней ширины слики с камерами. Mavic XM819 - выбор однозначен, всё остальное в этом жанре или не для того, или изврат. Hope Pro 2 - по сочетанию качеств. Лёгкие, обслуживаемые, универсальные, бегают долго и без вопросов.. убойное сочетание цена-качество.
Трансмиссия. Необходимый минимум сложности. Здешние ландшафты позволяют обойтись без мелкой звезды, а большая на таком веле ни к чему. Открытием для меня стали 8 передач вместо 9.. Почему Saint и грипшифт? А это принцип наименьшего торчания..
Принцип наименьшего торчания
На веле должно быть как можно меньше выпирающих деталей. Те, без которых всё-таки не обойтись, должны быть или мясными, или сдвигающимися при ударе (а лучше оба эти качества вместе). Лучше, если они будут не гламурными, а легко и быстро заменяемыми.
В соответствии с этим принципом подобраны: грипшифт вместо манетки, тормозные ручки, металлические заглушки на концах руля, грипсы (с хомутами ещё и снимать-надевать легко), седло, педали, задний переклюк.
Тормоза. Сочетание хорошей модульности, удовлетворительной производительности (у меня есть с чем сравнивать), отличной надёжности и простого обслуживания. Рубашки Nokon и стальные трубки от Avid FMJ - проверено уборками...