Привет!
Интересно, а когда наберётся больше трех владельцев электрики на весь город, появится тема о совместных покатушках на этом виде транспорта?
Я бы присоединялся иногда - у меня 700w / 36v в заднем колесе. Пока на свинце катался осенью, несколько сотен км, сейчас хочу заказать lifepo4.
-=-
Вообще, об этом виде транспорта много высказываний в интернете, но добавлю от себя:
- Для внутренних поездок по Томску электровел смысла большого не имеет: расстояния не очень большие, горок серьёзных нет. Если ездить только по городу, обычного велосипеда за глаза. Если ездить по проезжей части, которая не очень-то широка при нынешнем потоке транспорта - электрика ещё может помочь красиво уходить в точку после светофора - разгон у неё очень впечатляющий. Но если вы предпочитаете аккуратно ехать по тротуарам - будете больше тормозить/разгонятся (бордюры, светофоры, прохожие...). А случайно задев "газ" можно очень резко скосить мирную бабушку
- Любое сравнение электровела с скутерами/автомобилями бесполезно: это совсем другой вид транспорта. В первую очередь электровел - это велосипед. Если вы попытаетесь ехать только на двигателе, и думать что это скутер - вы сначала замёрзнете, а потом вам станет скучно. И захочется покрутить педали. На самом деле электрика превращает велосипед в велотренажер: в том смысле, что двигатель "равномеризует" нагрузку на вас. Где бы вы не ехали - в горку, под горку, по гравию или асфальту - вы можете подбирать такой режим вращения педалей и скорость, которая вам нравится. Здесь и сейчас. И ещё: вы всегда вернётесь домой своим ходом. Я из дальних поездок всегда возвращался на педалях - акков не хватало буквально на последние 5-10 км
.
- О весе. Вес вела, конечно, возрастает. Но это особенно важно, когда затаскиваешь его в квартиру. Ехать почти не мешает. Я катался с одним и двумя комплектами аккумов (т.е. полный вес около 20 и 30 кг) - субъективно, при движении по плоскости, никаких отличий. Просто двух комплектов хватает на дольше. Ни управляемость, ни тормозной путь - ничего не меняется. Мой вес - 80 кг. Т.е. понятно, что меняются, но не на столько, чтобы это было важно для скоростей 15-20 км/ч. (Ну может я люблю очень плавно останавливаться, почти накатом, и разгоняюсь также - поэтому такое ощущение).
Даже если аккум сильно разряжен, а дорога идёт в резкую гору, вел вполне может тянуть сам себя, позволяя вам идти рядом налегке, только придерживая руль (но это, вероятно, только для свинца, литиевые аккумы, до встречи с зарядником, отключит их BMS).
Сейчас поставил электрику на зимнюю переделку некоторых элементов, катаюсь на обычном: таскать домой легче. Ездить на педалях - примерно так же.
- Рекуперация:
1) Кнопочный выключатель на ручках тормозов - это не рекуперационный тормоз. Это просто отключение контроллера. Чтобы двигатель не пытался крутится, если колодки сжаты. А как вы себе представляете тормоз, включаемый одной кнопкой ? Чтобы кнопку нажал и сразу в юз ?
Теоретически, мотор может тормозить очень эффективно: я, однажды, ставя колесо в раму, обратил внимание, что оно почти не крутится (руками). Думал - косо встало. Облазил со всех сторон - нигде никаких касаний. Затем заметил, что просто провода фаз прижались друг к другу (там со стороны колеса открытая вилка, если никуда не подключена), т.е. короткое замыкание. С какой скоростью я мог его крутнуть ? 3 км/ч ? А оно уже почти не вращается! Эффективность рекуперационного тормоза возрастает с ростом скорости. Я подозреваю, что ускорение "торможения" у электродвигателя будет не хуже ускорения "ускорения". С учётом того, что мой контроллер лимитирует старт с места токами в 30 а (при напряжении 36 v) - и это уже вжимает в седло, а при торможении лимит мог бы быть ещё выше - торможение получилось бы до юза (у меня двигатель сзади).
Но вот какие есть любопытные цифры: я зажал колесо за ось в тиски и подключил на одну из фаз амперметр (контроллер был отключен), видя, таким образом, ток короткого замыкания. При вращении со скоростью примерно 20см/секунду (по ободу 28''), токи составляли около 2-3 ампер. А потом точно так же в режиме вольтметра (напряжение без нагрузки): около 6-8 вольт. Лампочка от автомобильной фары светится неярко, но уверенно. Теперь вопрос: как эту энергию вкачать в 36-вольтовый аккумулятор ? Если скорость не очень высокая, нужен повышающий преобразователь. Неплохо бы с ограничением по зарядному току. На приличную мощность. Нужны ручки тормоза с плавным электронным датчиком. Я так глянул на количество деталей в контроллере: думаю, он на треть бы распух, не меньше.
Можно, конечно, просто резистор (седло греть
), но это уже не очень рекуперация получается, да и "резистор" должен быть каким-то управляемым: ведь торможение таким образом будет зависеть от скорости - контроллер будет должен снижать сопротивление со снижением скорости для фиксированного угла тормозной ручки (или стабилизировать ток через тормозной резистор?). Кстати, резистор должен будет иметь нефиговый теплоотвод. Остальной контроллер использует широтно-импульсное управление и особо не греется, а тут никуда не денешся - радиатор с куллером.
Я допускаю, что есть в природе контроллеры с рекуперацией, но они либо дороже раза в два либо работают только на высоких скоростях.
2) В Томске не так много горок по отношению к плоской поверхности. Не Владивосток. Где горки ? Коларово, например, у меня съедает 2 ампер/часа (скорость сильно не задираю, 20 км/ч - самое приятное, немного помогаю педалями, с паузами). Допустим, столько же отдаст. Даже меньше. Чтобы проехать от Дома Книги до Южной я съедаю 1 ампер/час. Примерно столько же горка у Басандайки (1a/ч). Чтобы прилично покататься день, с удовольствием - 10 ампер/час. Есть много мелких горок, но на скольких вы реально хотите притормозить? Хотите эффект от горки - выключите мотор и отдохните сами. Да он и сам выключится после 25-30 км/ч - европейское ограничение.
А, да, ещё горка на Комсомольском и на Лагерном...
-=-
Двигатель и мордочка с фарой у меня почти такие же как автора темы. Только я их чуть-чуть переделать планирую - ночью вольтметр слепит сильно, да и фары в моём варианте, кажется, тускловаты. Покупалось всё на ebay, обошлось чуть меньше 10 000р, с доставкой, спицовкой, ободом (двойной алюминий), сумочкой на багажник (могу подарить - пользы от неё не много).
ЗЫ Если кто нибудь будет покупать такой комплект (задний!): в моём комплекте трещётка оказалась без смазки !!! (хотя подшипники колеса были смазаны нормально).